Миф, который живёт дольше самих планшетов.
Дискуссии о вреде экранного времени для детей не утихают уже много лет. Родители переживают, учёные спорят, а официальные рекомендации по-прежнему расплывчаты. Но, как выясняется , за громкими заявлениями часто стоит довольно шаткая научная база.
Когда ребёнку дают планшет, чтобы занять его на время, родительский страх не всегда возникает сразу. Но если устройство становится поводом для истерики, возникают тревожные мысли: не слишком ли сильно дети привязаны к экранам?
Скепсис по поводу влияния экранного времени на детскую психику появился давно. Ещё в 2013 году известный нейробиолог Сьюзан Гринфилд сравнивала последствия интернет-зависимости с глобальным потеплением — незаметной, но разрушительной силой. Однако её утверждения подверглись критике: редакция British Medical Journal обвинила её в научной недобросовестности, а британские и американские исследователи накапливают всё больше данных, указывающих на неоднозначность темы.
Психолог Пит Этчеллс, автор книги Unlocked, утверждает: несмотря на сотни исследований, убедительных данных о негативном влиянии использования гаджетов на мозг и психику не найдено. Большинство исследований опираются на самоотчёты подростков, которые плохо помнят, сколько времени провели за устройствами и как себя чувствовали.
Исследование Американской психологической ассоциации 2021 года показало, что смартфоны, соцсети и видеоигры оказывают незначительное влияние на психическое здоровье. А крупное нейровизуальное исследование с участием 11,5 тысяч детей не выявило связи между продолжительным экранным временем и ухудшением когнитивных функций.
Уточнение ключевого аспекта — важности контекста использования — часто упускается. Doomscrolling (болезненное погружение в новостную ленту) в одиночестве и совместная игра с друзьями — это совершенно разные типы экранного взаимодействия. И именно изоляция, как показывают данные, чаще становится триггером тревожности, а не факт наличия гаджета в руках.
Тем не менее, кампания за ограничение экранного времени продолжает набирать популярность. Британское движение Smartphone Free Childhood призывает запретить смартфоны до 14 лет, а доступ к соцсетям — до 16. Профессор Джин Твенджи из США утверждает, что рост подростковой депрессии коррелирует с распространением смартфонов, и называет ограничение доступа детей к экранам «здравым смыслом».
Однако даже она признаёт: большинство исследований основано на косвенных данных, и сама наука пока не может предложить универсального ответа. Это создаёт правовой и образовательный вакуум — в то время как дети, с раннего возраста использующие гаджеты, становятся всё более технологичными, а их «аналоговые» сверстники рискуют отстать не только в навыках, но и в адаптации к цифровому миру.
Официальные рекомендации тоже разнятся. Всемирная организация здравоохранения рекомендует полностью отказаться от экранного времени для детей младше одного года и ограничить его до одного часа в день для детей до четырёх лет. Американская и британская академии педиатрии при этом не предлагают жёстких лимитов, указывая на важность баланса и семейного подхода.
На фоне отсутствия единой позиции и стремительной эволюции технологий — от VR до ИИ-ассистентов — общество продолжает искать ответы. Но, возможно, главный вопрос сегодня не в том, сколько времени дети проводят за экраном, а как именно они это делают.