Вагон, полный роботов: Шэньчжэнь запустил первую в мире доставку через метро

Вагон, полный роботов: Шэньчжэнь запустил первую в мире доставку через метро

Ещё вчера это делал человек, сегодня — пингвин с шасси и интеллектом.

image

Метро Шэньчжэня превратилось в логистическую линию будущего — теперь по нему курсируют автономные роботы-доставщики, пополняющие запасы магазинов 7-Eleven. Всего по подземке уже ездят 41 таких устройства. Они работают в непиковые часы: самостоятельно заходят в вагоны, выходят на нужных станциях и везут товары прямо в торговые точки.

Роботы управляются компанией VX Logistics — логистическим подразделением девелопера Vanke, частично принадлежащим оператору метро. Как сообщает South China Morning Post, это первый в мире проект, в котором доставка в магазины осуществляется через метро.

На вид роботы напоминают улыбающихся «пингвинов» с LED-глазами и блестящими корпусами. Они способны самостоятельно преодолевать перепады высот, платформенные зазоры и входить в лифты и поезда. По словам Хоу Шандзе, руководителя автоматизации в VX Logistics, уникальное шасси позволяет им справляться с задачами в подземной среде: «Они специально разработаны для перемещения в метро и будут улучшаться в процессе эксплуатации».

На текущий момент роботы обслуживают более 100 торговых точек в разных районах Шэньчжэня. Менеджер одного из магазинов, Ли Янъян, рассказала: раньше курьеры выгружали коробки с улицы и вручную спускались в переходы, теперь всё происходит быстрее и без лишней нагрузки.

Проект стал частью Плана развития телесно-интеллектуальной робототехники Шэньчжэня на 2025–2027 годы — городской инициативы, направленной на масштабное внедрение робототехники в повседневную жизнь. Город, где уже работает более 1600 робототехнических компаний, теперь переходит от заводских роботов к сервисным машинам в публичной среде.

Эта тенденция отражает и общегосударственные приоритеты. Так, стратегия Китая в сфере ухода за пожилыми делает ставку на гуманоидов, способных переносить пациентов и выполнять бытовые задачи. А чиновники из Пекина подчеркивают, что роботы будут использоваться для «опасной, монотонной и узкоспециализированной» работы — от глубоководных инспекций до космических миссий.

Для Шэньчжэньского метро и компании Vanke проект с 7-Eleven — это испытательный полигон. Если машины справятся с городскими сложностями, их можно будет использовать для доставки не только снеков, но и медикаментов, инструментов или документов.

По словам Ли Янъян, теперь логистика ощущается как «поездка на метро» — быстрая, лёгкая и предсказуемая. Если проект докажет свою эффективность, автоматизированные курьеры на платформе могут стать столь же привычным элементом городской среды, как автоматы с напитками.