VK превратил мессенджер в мини-госаппарат.
Министр цифрового развития Максут Шадаев рассказал президенту РФ о разработке отечественного мессенджера. Глава государства попросил руководителей всех ведомств оказывать поддержку российской разработке, потому что «это чрезвычайно важно».
Шадаев отметил, что сегодня самыми популярными сервисами для российских пользователей являются зарубежные мессенджеры. Ими ежедневно в стране пользуются более 90 миллионов человек, в среднем пользователь проводит в мессенджерах около 50 минут в день. За последние три года аудитория таких сервисов выросла на 30 процентов. Он подчеркнул, что в ряде стран, таких как Япония, Южная Корея, Вьетнам и Китай, существуют собственные национальные мессенджеры, которые сейчас доминируют на локальных рынках.
В продолжение министр сообщил, что компания VK недавно вывела на рынок полностью российский мессенджер. По базовой функциональности он сопоставим с зарубежными конкурентами и не уступает им. Приложение построено на новой архитектуре, в него с самого начала встроена технология машинного обучения. "Мессенджер уже, по многочисленным отзывам, обеспечивает очень хорошее качество голосовых вызовов, лучше, чем у зарубежных мессенджеров", - отметил Шадаев.
Министр рассказал, что это открытая платформа, которая позволяет внешним поставщикам встраивать внутрь мессенджера свои сервисы. В частности, банки могут реализовать на её базе безопасное взаимодействие со своими клиентами. Также на этой платформе возможно организовать дополнительное предоставление государственных сервисов. В качестве примера он назвал возможность предъявления цифровых документов, которые могут заменить бумажный паспорт в простых бытовых ситуациях — например, для подтверждения статуса школьника или студента при бесплатном проходе в музеи, предъявления водительских прав, подтверждения возраста при покупке алкоголя или табака, а также при заселении в гостиницу.
Он отдельно уточнил, что цифровые документы не заменяют бумажный паспорт, а предназначены для тех, кто хочет и готов использовать мобильное приложение на смартфоне.
Кроме того, пользователю мессенджера может быть предоставлена возможность подписания цифровых документов. Шадаев напомнил, что в России уже работает приложение «Госключ», позволяющее бесплатно получить электронную подпись. Мессенджер может использоваться для подписания простых документов между гражданами: согласий на обработку персональных данных, договоров аренды квартиры, купли-продажи автомобиля, договоров на оказание медицинских услуг, например при посещении стоматолога. Для этого в мессенджер могут быть встроены сервисы «Госключа».
Отдельно он напомнил, что в период пандемии был создан школьный чат на базе коммуникационной платформы «Сферум», которую предоставляет компания VK. Сейчас в нём зарегистрированы 35 миллионов пользователей — учащиеся, их родители и учителя. По словам Шадаева, ежедневно российскими школьными чатами пользуются более 90 миллионов человек. Эти чаты, по его мнению, также могут перейти в российский мессенджер. При этом может быть реализована возможность получения оценок и домашних заданий напрямую из системы электронных журналов и дневников, чтобы исключить необходимость пересылки скриншотов.
Министр добавил, что сейчас родители по-прежнему вынуждены на бумаге писать объяснительные записки о пропусках занятий детьми. Такой сервис тоже может быть реализован в мессенджере.
Также Шадаев напомнил, что мессенджеры являются удобным каналом получения государственных услуг. "Мы в него можем встроить так называемого помощника или, сейчас говорят, «цифрового ассистента», который подскажет пользователю, каким требованиям он должен соответствовать, что получить ту или иную услугу, подаст за него необходимые документы и, так сказать, предоставит прямо в мессенджере цифровой документ, подтверждающий факт оказания услуги," - рассказал министр.
В настоящее время ведётся техническая проработка этих сервисов и подготовлен законопроект, который позволит создать необходимую правовую базу для их поэтапного запуска. «С этой точки зрения, у нас готовность есть», — заключил Шадаев.
Владимир Путин в ответ заявил, что просит первого вице-премьера Дмитрия Григоренко «уделять особое внимание поддержке интернета в целом», поскольку без этого «нам свой мессенджер очень тяжело будет поддерживать». Также он обратился к руководителям всех ведомств Правительства с просьбой «целенаправленно организовать работу по поддержке российского мессенджера», переводя на него услуги, которые предоставляют различные ведомства, финансовые учреждения и другие организации. «Это чрезвычайно важно», — подчеркнул президент.