Подростки больше не мыслят — они бездумно цитируют TikTok и ChatGPT.
Появление генеративных ИИ-инструментов, таких как ChatGPT, стало для школ и университетов настоящим испытанием, к которому образовательная система оказалась не готова. После публикации большого расследования 404 Media о реакции школ на запуск ChatGPT автор собрал сотни писем и сообщений от учителей и преподавателей — настолько масштабной и откровенной обратной связи не было за всю карьеру. Итог прост: преподаватели не справляются с новым давлением, а чувство бессилия становится всё сильнее.
Многие учителя и преподаватели рассказывают, что теперь вынуждены проверять «гибридные» эссе, которые наполовину написаны школьником, а наполовину — искусственным интеллектом. Обнаружить, где заканчивается собственный текст ученика, а где начинается «робот», становится всё сложнее, а время на проверку работ, которые были сгенерированы за секунды, уходит в разы больше. Некоторые педагоги признают: чем больше времени тратится на подобные проверки и поиски жульничества, тем меньше его остаётся на работу с честными и мотивированными студентами.
Одна из главных проблем — в противоречиях между политикой разных учебных заведений и даже отдельных преподавателей. Кто-то запрещает использование ИИ полностью, кто-то выделяет «допустимые» сценарии, например генерацию идей, но запрещает написание текста. При этом многие университеты заключают контракты с крупными IT-компаниями, которые по умолчанию интегрируют ИИ-инструменты в рабочие сервисы. В результате студенту могут запретить пользоваться ИИ на занятии, но тот же Microsoft Copilot будет настойчиво предлагать подвести итоги прочитанного или подготовить черновик текста прямо в облаке университета. Такой разнобой вызывает путаницу и подрывает доверие.
Чтобы не быть загнанными в угол, преподаватели ищут выход в возврате к старым методам — например, в написании эссе только на бумаге, в классе, чтобы убедиться в самостоятельности работы. Но и здесь не всё так просто: контролировать большие группы сложно, а для онлайн-обучения такой подход просто невозможен. Некоторые, отчаявшись бороться с волной обмана, добавляют в задания требования вроде обязательной истории редактирования в Google Docs, чтобы поймать попытки списывания.
Эмоциональное выгорание среди учителей достигает новых высот. Они признают: за 20 лет педагогической работы редко удавалось чувствовать себя настолько бессильным. Педагогическая философия, построенная на обсуждении, поиске и совместной работе с текстом, разрушается на глазах из-за давления «корпоративных систем», построенных на чужом труде и контенте.
Многим преподавателям становится откровенно плохо от мысли, что вся система оценивания, над которой работали годами, буквально обесценивается — ведь теперь честные студенты оказываются в невыгодном положении, а оценивать приходится тех, кто ничего не написал сам.
Учителя английского отмечают, что у современных подростков исчезли интересы и стремление к самостоятельному мышлению. При попытке выяснить, что им действительно интересно, школьники не могут назвать ни одного хобби или темы, а свои ответы они просто пересказывают словами из TikTok или цитируют ChatGPT, не задумываясь, правда это или нет. Даже лучшие ученики не могут объяснить, как «правильно» использовать ИИ, зато уверены, что ИИ «работает» и помогает — потому что так сказано в интернете.
Появились и новые формы нечестной работы: студенты сдают сгенерированные подкасты, визуализации и даже аудиозаписи, не потратив ни минуты на анализ данных или собственные мысли. Даже докторанты, обучающиеся на программах по этике ИИ, используют генеративные инструменты для создания бессмысленных проектов, которые не выдерживают ни одной проверки.
Среди преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин царит тревога: они видят, как атмосфера недоверия портит отношения между учителем и студентом, а технологии усложняют задачу выявления настоящих авторов работ. Уходят в прошлое классические приёмы обучения и оценки, и многие вынуждены возвращаться к ручной проверке, устным экзаменам, индивидуальным заданиям, которые почти невозможно автоматизировать. При этом не существует ни одной надёжной системы детектирования ИИ-авторства, а любая попытка что-то выявить приводит к бюрократическим разбирательствам и потерям времени.
Часть учителей признаётся, что просто не хотят допускать ИИ в свою работу: опасения вызывает не только нечестность, но и соблазн удобства — ведь технологии могут убедительно имитировать реальное мышление, но при этом выдавать полную чепуху. А студенты настолько привыкли «перекладывать» труд на алгоритмы, что становятся менее способны критически мыслить, искать и анализировать информацию.
Отдельные преподаватели отмечают, что появление ИИ полностью изменило смысл профессии: многие задания больше не работают, формальные методы оценки потеряли значимость, а сама работа начинает казаться бессмысленной. При этом усилия и время, потраченные на обучение, буквально «улетают в пустоту», ведь зачастую оценка даётся не настоящему студенту, а алгоритму.
На фоне всего этого часть учителей пытается искать плюсы и менять методики: переходят на очные письменные работы, устные опросы и индивидуальную обратную связь. Но многие признают: новая эпоха цифровых технологий в образовании разрушает старую систему быстрее, чем появляются работающие альтернативы, а чувство тревоги и усталости среди преподавателей становится нормой.
В то время как одни страны строят стены между учениками и современными технологиями, Эстония решила сделать шаг навстречу переменам и официально интегрировать ChatGPT в школьную практику. Уже этой осенью двадцать тысяч старшеклассников начнут использовать ИИ не только на информатике, но и на уроках истории, математики, литературы и естественных наук.
Такой масштабный проект, названный AI Leap 2025, стал первым подобным экспериментом в мире и объединил усилия с ведущими разработчиками искусственного интеллекта — Anthropic и OpenAI. Здесь ученики не просто переписывают текст из учебника, а учатся решать настоящие задачи, обсуждать сложные темы и находить нестандартные подходы к обучению — под чутким контролем преподавателя, который теперь становится не столько носителем знаний, сколько проводником в цифровом мире.
Эстонские власти уверены: навыки работы с ИИ должны становиться такими же базовыми, как чтение или математика, а школа — не местом для борьбы с технологиями, а лабораторией, где подростки учатся использовать современные инструменты во благо себе и обществу.