Не спешит ли компания Маска с внедрением полностью автономных роботакси?
На улицах Остина, штат Техас, уже проводят тесты беспилотные автомобили Tesla Model Y, но не всё в этом эксперименте идёт гладко. Группа под названием The Dawn Project, известная своей жёсткой позицией по отношению к заявлениям Tesla о безопасности автопилота, опубликовала новое видео , на котором система FSD (Supervised) версии 13.2.9 игнорирует включённые красные огни школьного автобуса и сбивает манекен, стилизованный под ребёнка, который выходит на дорогу. Несмотря на то, что система зафиксировала появление пешехода, машина не остановилась и продолжила движение.
Организаторы эксперимента указывают, что даже человеческому водителю было бы непросто среагировать настолько быстро, чтобы избежать наезда на манекен. Однако именно FSD не выполнила основное требование закона — остановку перед школьным автобусом с мигающими огнями. В документации Tesla подчёркивается, что водитель обязан контролировать процесс движения, несмотря на активную функцию автопилота.
Проект The Dawn Project был основан предпринимателем в сфере ПО Дэном О’Даудом, который уже несколько лет критически относится к амбициям Tesla по поводу «полного» автопилота. По его мнению, безопасность не является приоритетом для руководства компании, в то время как проект роботакси получает куда больше внимания.
Случаи, когда автомобили Tesla не реагировали на сигналы школьных автобусов, происходят не впервые . Ещё в 2023 году в США проводилось расследование, связанное с наездом Model Y на школьника, который вышел из автобуса с включёнными огнями. Тогда, как сообщалось, водитель использовал систему автопомощника и применил груз для имитации рук на руле, чтобы обойти механизм контроля.
Генеральный директор компании Илон Маск неоднократно заявлял о намерении запустить в Остине полностью беспилотные автомобили Model Y раньше намеченных сроков. Впрочем, реализация подобных обещаний у Tesla часто сдвигается, как это происходило и с другими амбициозными проектами компании, например запуском Starship на Марс.
В самом Остине уже работает сервис беспилотных такси Waymo, использующий лидар для ориентации на дорогах . О’Дауд считает, что именно такой подход позволяет значительно повысить безопасность, в отличие от концепции Tesla, которая предпочитает обходиться только камерами и программными алгоритмами.
На рынке беспилотного транспорта хватает примеров технических и этических провалов: например, компания Cruise, поддерживаемая GM, вынуждена была свернуть проект после инцидента, когда машина компании протащила пешехода по дороге после наезда другого авто.
Сторонники более продвинутых автопилотов уверены: переход на качественные программные решения, вроде Waymo, способен спасти сотни тысяч жизней ежегодно, если сравнивать с человеческим фактором. Однако, по их мнению, Tesla пока не дотягивает до этого уровня.