Технология, которую не могли обуздать с 80-х, наконец заработала — и это изменит всё, от военки до туризма.
В гонке гиперзвуковых технологий с Китаем произошёл значимый прорыв: хьюстонский стартап Venus Aerospace впервые в истории США поднял в воздух ротационно-детонационный ракетный двигатель (RDRE). Этот тип силовых установок принципиально отличается от традиционных реактивных двигателей: вместо обычного горения топливной смеси в камере сгорания здесь происходит управляемая детонация, которая создаёт мощную ударную волну. Такой принцип работы обеспечивает более эффективное преобразование энергии топлива в тягу.
Учёные пытались создать подобные двигатели с 1980-х годов, но только сейчас инженерам удалось преодолеть технические сложности и провести успешные лётные испытания. Запатентованная установка Venus выделяется среди аналогов не только компактными размерами и доступной ценой, но и выдающейся энергоэффективностью. Испытания на полигоне Spaceport America в Нью-Мексико подтвердили: двигатель стабильно работает в реальных полётных условиях.
"Мы шли к этому моменту пять лет", — рассказывает Сэсси Дагглби, генеральный директор и соучредитель Venus Aerospace. По её словам, команда не просто доказала работоспособность технологии в лабораториях и на компьютерных моделях — двигатель подтвердил свои характеристики в настоящем полёте. Это открывает путь к созданию экономичных и экологичных сверхскоростных летательных аппаратов как для гражданской авиации, так и для военного применения.
Главное преимущество ротационно-детонационных двигателей над классическими ракетными — более высокий КПД при меньших габаритах. Venus дополнительно усилила эффект, объединив RDRE с собственной разработкой — воздушно-детонационным прямоточным двигателем VDR2. Такой тандем позволяет самолёту стартовать с обычного аэродрома и плавно набирать скорость до шести чисел Маха, поддерживая гиперзвуковой режим полёта без дополнительных ускорителей.
Технический директор Эндрю Дагглби поясняет: инженеры компании решили ключевую проблему детонационных двигателей — научились стабильно управлять процессом горения при повышенном давлении. Теперь команда готовится к следующему этапу: полномасштабным испытаниям силовой установки в составе перспективного пассажирского лайнера Stargazer M4. Этот многоразовый самолёт сможет летать на скорости, в четыре раза превышающей звуковую, а расстояние между Лос-Анджелесом и Токио будет преодолевать менее чем за два часа.
Наряду с Venus Aerospace другие американские стартапы также продвигают гиперзвуковые технологии. Компания Anduril Industries разработала для ВМС США 21-дюймовый твердотопливный ракетный двигатель, который увеличит скорость и дальность ракет SM-6 до пяти-семи чисел Маха. Выходцы из SpaceX основали Castelion — стартап, создающий доступные гиперзвуковые ударные комплексы большой дальности для серийного производства. Проект уже привлёк 100 миллионов долларов, а первые образцы планируют представить к 2027 году.
Компания Ursa Major успешно испытала двигатель Hadley на жидком кислороде и керосине, развивающий тягу в 2267 килограммов. Параллельно инженеры создают двигатель Draper на долгохранимом топливе — он сможет работать как в атмосфере, так и в космосе. В штате Джорджия компания Hermeus проектирует летательный аппарат Quarterhorse, способный разогнаться до пяти чисел Маха. В его конструкции сочетаются модифицированный двигатель Pratt & Whitney F100 и прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Та же компания разрабатывает пассажирский лайнер Halcyon, который долетит из Лондона в Нью-Йорк за полтора часа.
Мощный импульс развитию отрасли придал Пентагон, выделив компании Kratos Defense & Security Solutions 1,45 миллиарда долларов на создание испытательной базы для гиперзвукового оружия. Летающая лаборатория Erinyes уже преодолела пятикратный звуковой барьер. На очереди — разработка экономичного гиперзвукового беспилотника, который будет существенно дешевле современных аналогов.