Но как же талант? А кому он сейчас нужен…
Вы же наверняка догадываетесь, что путь к победе на Евровидении определяют не только музыкальные достоинства песен? А иногда, похоже, на них и вовсе не обращают внимание… За ярким фасадом конкурса скрывается сложная система факторов: чисел, региональных союзов и трендов в социальных сетях, от которых зависит, кто пройдет в финал.
После вынужденного перерыва из-за пандемии конкурс возобновился в 2021 году. Тогда в финал неожиданно пробились Албания и Молдова, хотя поклонники не прочили им успеха. Результат озадачил аналитиков, привыкших полагаться на устоявшиеся закономерности: политические симпатии между странами и негласную табель о рангах фаворитов. Причиной мог стать сдвиг в привычном раскладе сил: из-за отмены шоу в 2020 году фанаты успели создать собственную систему предпочтений в TikTok, Twitter и других социальных сетях.
В 2023 году организаторы изменили систему отбора. Теперь в полуфиналах судьбу участников определяют только зрители: они голосуют по телефону или через интернет за понравившиеся номера. Конкурс проходит в три этапа. Сначала все страны, кроме автоматических финалистов, делятся на два полуфинала по 15-17 исполнителей. Из каждого такого отборочного тура в финал проходят по десять участников с наибольшим количеством зрительских голосов. В финале же к голосам публики добавляются оценки профессионального жюри, что делает результаты менее предсказуемыми из-за сложного переплетения музыкальных и политических предпочтений.
“Большая пятерка” — Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия — вместе со страной-организатором проходят в финал без отборочного тура. Такое право эти государства получили как крупнейшие финансовые доноры конкурса. При этом каждая из этих стран участвует в голосовании в одном из полуфиналов. Внимательные зрители заметили еще одну закономерность: порядок выступлений, который определяют продюсеры конкурса, может существенно повлиять на результат. Особенно это заметно, когда энергичная песня звучит после нескольких медленных композиций — контраст усиливает впечатление от яркого номера.
Но главный ключ к успеху, по мнению экспертов, кроется в географии. Что, конечно же, неудивительно…
В 2025 году букмекеры пророчат первое место шведской группе KAJ с песней "Bara Bada Bastu", которая с юмором обыгрывает национальные стереотипы о банях. Неплохие шансы и у эстонского исполнителя Томми Кэша: его "Espresso Macchiato" с ироничными отсылками к итальянской культуре имеет все шансы на выход в финал.
Любопытная ситуация сложилась вокруг мальтийской заявки. Песню Миранды Конте изначально назвали "Kant", но BBC потребовала изменить название из-за нежелательного созвучия с бранным словом. О какой справедливости может идти речь, если европейские гиганты напрямую диктуют условия небольшим участникам.
Статистика двух десятилетий ярко иллюстрирует влияние геополитических альянсов. Мальта, не входящая ни в один региональный блок, преодолевает полуфинальный барьер только в 44,4% случаев. В противовес этому Украина показывает стопроцентный результат: с 2004 года она участвовала в 14 полуфиналах и прошла все. Швеция, имеющая равное с Ирландией число побед в истории конкурса, и Сербия, заручившиеся поддержкой соседей, тоже демонстрируют впечатляющую статистику — 92,9% и 80% успешных выступлений соответственно.
У политически нейтральных Бельгии и Швейцарии показатели скромнее — по 42,1% выходов в финал. Ирландия, несмотря на членство в Евросоюзе и рекордное количество побед за всю историю конкурса, пробивается дальше лишь в 38,9% случаев — сказывается островное положение страны.
Эксперты давно заметили устойчивые схемы голосования. Скандинавские страны — Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия и Исландия — традиционно поддерживают друг друга. То же самое происходит среди балканских государств: Сербии, Хорватии, Северной Македонии и Словении. Прибалтийские республики — Литва, Латвия и Эстония — тоже обмениваются высокими баллами.
"В напряженном полуфинале даже несколько голосов могут решить исход борьбы, — объясняет Пол Джордан , исследователь истории и политики Евровидения. — Если страна получает восемь, десять или двенадцать баллов от нескольких дружественных государств, этого часто хватает для прохода в финал".
На результаты влияют и миграционные связи: Румыния и Молдова стабильно обмениваются высокими оценками, а польские исполнители получают щедрые баллы от британских и ирландских телезрителей. Впрочем, Джордан призывает не преувеличивать значение диаспор: "Такие закономерности действительно существуют — например, когда Бельгия, Германия и Нидерланды поддерживали турецких артистов. Но в конечном счете решающую роль играет качество музыки".
Активность в социальных сетях тоже может повлиять на итоги. Публика пытается предугадать результаты голосования, анализируя популярность песен в социальных сетях: подсчитывают просмотры на YouTube, прослушивания в Spotify и количество роликов с песнями в TikTok. Однако связать онлайн-статистику с реальными результатами голосования сложно: высокие показатели в интернете не всегда означают победу в конкурсе.
Это хорошо видно на примере исландской песни "Think About Things" группы Daði og Gagnamagnið. В 2020 году композиция стала интернет-сенсацией задолго до конкурса благодаря необычному стилю и запоминающемуся клипу. Учитывая вирусную популярность песни и традиционную поддержку от скандинавских стран, Исландия могла рассчитывать на высокое место. Однако из-за пандемии конкурс отменили, и проверить, как онлайн-успех трансформировался бы в голоса, не удалось.