Каждое предложение — как ЕГЭ для нейронов.
Группа исследователей из Института когнитивных наук и наук о мозге имени Макса Планка под руководством Сабрины Туркер и Беатрис Фумагалли провела масштабный анализ научных работ о механизмах чтения. Ученые тщательно изучили 163 исследования , в которых при помощи различных методов визуализации фиксировалась активность мозга во время восприятия текстов на разных алфавитных языках.
Умение читать кардинально меняет судьбу человека: от него зависит успешность в общении, карьере, образовании. Неслучайно специалисты в области психологии и нейронаук на протяжении многих лет стремятся разгадать, какие процессы запускаются в нашем командном центре при взгляде на письменные знаки и как из них складывается осмысленное сообщение.
В рассмотренных экспериментах участники выполняли множество заданий разной сложности: от распознавания букв до осмысления развернутых текстов. Особый интерес для исследователей представляла работа с псевдословами – специально созданными комбинациями знаков, которые внешне напоминают настоящие слова, но лишены смысла. Такой подход позволил выяснить, как нервная система обрабатывает незнакомую информацию и чем этот механизм отличается от взаимодействия с привычными лексическими единицами.
Метаанализ подтвердил ведущую роль классических языковых зон левого полушария и мозжечка в процессе чтения. Специалисты впервые проследили, как трансформируется активность этих областей в зависимости от типа задачи. С усложнением воспринимаемого материала в работу постепенно включаются новые участки мозга, формируя сложные нейронные сети.
В левой нижней лобной извилине обнаружены зоны, совершенно по-разному реагирующие на обычные и искусственные слова. Обработка псевдослов требует от мозга повышенных энергетических затрат. Параллельно с этим левая височно-затылочная кора проявляет неодинаковые паттерны активности при восприятии отдельных лексических единиц и целостных предложений.
При взгляде на отдельные графемы активируется единственный нейронный кластер в левой затылочной области. Однако переход к более сложным конструкциям запускает масштабную перестройку мозговой деятельности. Исследователи проследили, как постепенно усложняется схема нервных взаимодействий по мере увеличения объема анализируемой информации.
Существенные различия выявлены между механизмами громкого и тихого чтения. Произнесение текста вслух задействует дополнительные зоны, контролирующие артикуляцию и анализ звучащей речи. При беззвучном восприятии эти участки бездействуют, но активнее работают области, отвечающие за концентрацию внимания и решение когнитивных задач.
Когда человек просто читает текст, не выполняя никаких дополнительных задач, наиболее интенсивно работают орбитофронтальная кора левого полушария, структуры мозжечка и височные зоны. Однако если во время чтения нужно еще и принимать решение – существует ли такое слово в языке или оно выдумано – картина активности меняется: основная нагрузка ложится на нижние фронтальные области и островковую кору обоих полушарий.
Изучив, как мозг реагирует на разные виды текста, специалисты нарисовали подробную карту работы нейронных структур. Разные участки мозга выполняют свои особые задачи: один распознает буквы, другой читает целые слова, а третий помогает понять законченные фразы.
Полученные результаты открывают новые перспективы для изучения роли каждой выявленной области. Понимание конкретных механизмов, дающих сбой при различных нарушениях, поможет специалистам разработать более эффективные методики помощи людям с особенностями восприятия письменной речи. Например, с дислексией. И, конечно же, детям, которые только начинают осваивать грамоту.