Эффект Флинна: человечество улучшает концентрацию вопреки спаду IQ

Эффект Флинна: человечество улучшает концентрацию вопреки спаду IQ

Взрослые становятся внимательнее, а дети делают больше ошибок.

image
За последние 20–30 лет способность взрослых концентрироваться значительно улучшилась, как показал мета-анализ , опубликованный в журнале «Personality and Individual Differences». Группа исследователей под руководством Дениз Анджеевски из Венского университета связывает это с возможным проявлением эффекта Флинна, феномена, при котором средний IQ населения в различных странах увеличивался с каждым поколением на протяжении середины и конца XX века.

Эффект Флинна, впервые описанный политологом Джеймсом Флинном в 1984 году, заключался в среднем повышении показателей IQ на три балла каждое десятилетие. Однако в последнее время этот рост замедлился или вовсе прекратился в некоторых странах, а местами наблюдается даже обратная тенденция. Причины спада IQ остаются предметом обсуждений среди экспертов.

Способность концентрироваться является частью общей интеллигентности, что могло бы объяснить связь с эффектом Флинна. В рамках исследования было проанализировано 179 исследований с участием более 21 тысячи человек из 32 стран, включая США, Германию, Австрию и Швейцарию. Все участники с 1990 по 2021 год проходили тест d2 на внимание, который оценивает избирательное и устойчивое внимание, то есть способность концентрироваться.

Тест представляет собой строки из букв «d» и «p», каждая из которых сопровождается различным количеством вертикальных черточек сверху или снизу. Испытуемым необходимо быстро и точно находить буквы «d», у которых две черточки, ограничивая время выполнения до 20 секунд на строку.

Результаты показали, что за последние десятилетия взрослые начали демонстрировать более высокие показатели концентрации: количество правильных ответов выросло, в то время как количество ошибок сократилось. У детей же картина иная: несмотря на возросшую скорость выполнения задания, количество ошибок увеличилось, что ученые объясняют тенденцией к импульсивному поведению во время тестирования. Вероятно, это связано с изменениями в обществе, где больше внимания уделяется скорости выполнения, а не точности.

В немецкоязычных странах наблюдались иные тенденции. У детей количество ошибок, напротив, сократилось, а у взрослых не было заметного улучшения концентрации. Однако общий вывод по 30 странам остаётся тем же: эффект Флинна распространяется и на способность концентрироваться, что в свою очередь может быть связано с общим ростом интеллекта.

Теория струн? У нас целый оркестр научных фактов!

От классики до авангарда — наука во всех жанрах

Настройтесь на нашу волну — подпишитесь