Феноменология помогает осмыслить поток времени по-новому.
В последние десятилетия среди ученых набирает популярность мнение , что наука не нуждается в философии. Однако эти заявления, как правило, содержат скрытые философские предпосылки, которые сами авторы зачастую не осознают. Это особенно важно, если речь идет о фундаментальных вопросах науки, таких как природа времени, квантовая механика и природа жизни. Сложилось впечатление, что обсуждения в научной среде происходят в рамках узкого круга философских традиций, что ограничивает возможности поиска ответов на ключевые научные проблемы.
Философия науки в своем большинстве базируется на аналитической философской традиции, которая возникла в англоязычных странах, таких как Великобритания и США. Этот подход делает акцент на логике, структуре и оценке истинности высказываний. В аналитической философии центральный вопрос — это возможность объективного знания о мире, вне зависимости от субъективного восприятия человека. Например, аналитические философы могут рассматривать вопрос: «Как логически обосновать утверждение, что время движется в одном направлении?» Такой подход тесно связан с научным методом, который основывается на предположении, что мир существует независимо от наблюдателя.
Однако существует и другая философская традиция — феноменология, которая более распространена в континентальной Европе. Она рассматривает реальность не как объективную данность, а как переживание, которое человек испытывает непосредственно. В отличие от аналитической философии, феноменология не стремится к проверке истинности утверждений о мире, а сосредотачивается на структуре самого опыта. Для феноменологии важен не столько объективный мир, сколько наше восприятие этого мира. Например, вместо вопроса об объективной направленности времени феноменолог будет спрашивать: «Каково ощущение течения времени с точки зрения живого, сознательного существа?»
Феноменология получила развитие в трудах философов XX века, таких как Эдмунд Гуссерль, Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар. Гуссерль, основатель феноменологической традиции, утверждал, что опыт находится в центре нашего восприятия мира, и этот опыт настолько близок, что зачастую остается незамеченным. Это создает проблему, так как именно опыт является необходимым условием для формирования любых представлений о мире, включая научные теории. Гуссерль ввел понятие «жизненного мира», под которым он понимал целостную и воплощенную реальность, в которой мы все находимся до начала любого объективного анализа. По его мнению, наука начинается с момента, когда мы отстраняемся от этого жизненного мира и пытаемся взглянуть на него с позиции объективного наблюдателя.
В то время как в Европе феноменология сыграла значительную роль в философских дискуссиях, в англоязычных странах этот подход оставался на периферии. Большинство философов в США и Великобритании придерживались аналитической традиции, что создало некое разделение на два лагеря, которые редко находили общий язык. Тем не менее, эта ситуация начинает меняться. Современные философы и ученые постепенно начинают осознавать важность феноменологического подхода для решения наиболее сложных вопросов науки.
Например, в книге «Феноменологический подход к квантовой механике» Стивен Френч, видный философ науки, который ранее не работал в области феноменологии, предлагает пересмотреть фундаментальные вопросы квантовой механики через призму человеческого опыта. Такой подход обещает внести новый взгляд на квантовую физику, которая на протяжении десятилетий сталкивается с проблемами интерпретации своих результатов. Некоторые исследователи уже начинают активно изучать возможность применения феноменологических идей к квантовой механике. Например, в рамках QBism (квантовой баесовской интерпретации) исследователи рассматривают, как подход Гуссерля может помочь пересмотреть основы этой области науки. Включение феноменологии в научный дискурс может привести к новой волне открытий и переосмыслению старых проблем.
Соединение двух философских традиций — аналитической и феноменологической — может помочь раскрыть недостающие звенья в понимании таких фундаментальных вопросов, как природа времени, квантовая механика и даже жизнь. Это позволит не только глубже осмыслить теорию науки, но и пересмотреть саму сущность научного познания, включив в него важный аспект человеческого опыта, который долгое время оставался вне внимания научного сообщества.
Ладно, не доказали. Но мы работаем над этим