Дипфейки в УК РФ: новый квалифицирующий признак преступлений

Дипфейки в УК РФ: новый квалифицирующий признак преступлений

В Госдуме предложили установить уголовную ответственность за кражу и клевету с использованием технологии дипфейк.

image

Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) представил законопроект, который предлагает ввести новый квалифицирующий признак в несколько статей Уголовного кодекса — использование технологии дипфейк (deepfake). Документ есть в распоряжении ТАСС .

Предлагаемые изменения коснутся статей, таких как «Клевета», «Мошенничество», «Кража», «Вымогательство», «Мошенничество в сфере компьютерной информации» и «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Например, клевета, осуществленная с применением подделанных изображений или голосов жертвы (включая фальсифицированные или искусственно созданные материалы), будет наказываться штрафом до 1,5 млн рублей или лишением свободы на срок до двух лет. В случаях мошенничества с использованием дипфейков, предусмотрен штраф до 400 тыс. рублей или лишение свободы на срок до шести лет.

В пояснительной записке указывается, что развитие компьютерных технологий расширило возможности для создания видео- и аудиоматериалов на основе изображений и голосов граждан, что позволяет «искусственно воссоздавать несуществующие события». Ранее злоумышленники также подделывали фотографии в целях клеветы, однако современные технологии, включая нейросети и искусственный интеллект, позволяют создавать подделки, которые неспециалисту практически невозможно отличить от реальных. Эти же технологии могут воспроизводить и другие биометрические данные.

По мнению Нилова, изображение и голос человека часто применяются для идентификации личности, однако в ряде случаев они не имеют статуса биометрических данных. Учитывая, что эти элементы наиболее часто используются для обмана, депутат предложил выделить их в отдельную категорию.

В официальном отзыве правительства на законопроект, который также имеется у ТАСС, указывается, что в текущем законодательстве не урегулированы вопросы использования технологий подмены личности. Введение предложенных изменений в Уголовный кодекс невозможно из-за отсутствия соответствующих норм в материальном законодательстве, что может привести к формированию некорректной правоприменительной практики.

Кроме того, в правительстве отмечают, что пояснительная записка к законопроекту не содержит данных, подтверждающих общественную опасность таких деяний. В связи с этим невозможно сделать вывод о повышенной степени общественной опасности преступлений, совершенных с использованием изображения или голоса потерпевшего. В отзыве подчеркивается, что законопроект нуждается в значительной доработке.

Нилов сообщил ТАСС, что законопроект будет внесен в Госдуму с учетом необходимых доработок и корректировок.


Квантовый кот Шрёдингера ищет хозяина!

Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале

Откройте коробку любопытства — подпишитесь