Психологи призывают к осторожности в восприятии цифровых идеалов.
На платформе Fanvue недавно состоялся первый конкурс «Мисс ИИ», в котором принимали участие созданные искусственным интеллектом инфлюенсеры. Победителем стала несуществующая Instagram *-модель из Марокко по имени Кенза Лейли, имеющая более 200 000 подписчиков. Однако конкурс вызвал негативную реакцию среди женщин, работающих в сфере ИИ.
Доктор Саша Лучиони, исследователь ИИ из Hugging Face, выразила разочарование, отметив, что данный конкурс — ещё один шаг к объективации женщин с помощью ИИ. «Как женщина, работающая в этой области, я не удивлена, но расстроена», — сказала она.
По мнению Лучиони, с появлением доступных инструментов для создания изображений, таких как Stable Diffusion, стало крайне легко генерировать неограниченное количество провокационных изображений женщин. Технология вызвала тонны критики с момента своего появления, поэтому неудивительно, что конкурс «Мисс ИИ» расценивается столь негативно.
Лучиони также отметила, что в области, где наблюдается явный недостаток гендерного разнообразия, неудивительно, что ИИ используется для создания изображений идеальных женщин.
Конкурс, являющийся частью «World AI Creator Awards» (WAICAS), похоже, был задуман так, чтобы даже негативное освещение в СМИ служило рекламой для компании. Важным аспектом является и то, что ИИ-дипфейки настолько проникли в массовую культуру, что даже крупные мировые издания теперь могут упоминать изображения, созданные ИИ, как будто это реальные люди.
Так, например, в статье CNN о конкурсе «Мисс ИИ» модный журналист Джеки Паламбо пишет: «Познакомьтесь с Кензой Лейли, марокканской лайфстайл-инфлюенсером, которая стремится привнести "разнообразие и инклюзивность" в мир создателей ИИ». Лейли полностью создана ИИ, от изображений до подписей и наполненного модными словами выступления.
Однако Кенза Лейли — нереальна. Она — лишь творение Мириам Бесса, основательницы агентства Phoenix AI, которая получит $5000 в качестве приза за своё создание. Тем временем, речь Лейли о продвижении разнообразия и инклюзивности в области ИИ была либо сгенерирована программой, либо просто написана её создателем.
Кроме Лейли, победу в конкурсе также разделили Лалина из Франции и Олисия С из Португалии, заняв второе и третье место соответственно. Их аккаунты в Instagram заполнены изображениями виртуальных женщин в купальниках на экзотических и художественных фонах. Победителей определило жюри из четырёх судей, двое из которых, как бы иронично это не звучало, также кажутся созданными искусственным интеллектом.
Правила конкурса оказались весьма запутанными, поскольку смешивали вымышленных персонажей и их создателей. Участники оценивались по трём критериям: красота (включая стандартные для конкурсов красоты вопросы), технологии (за умение использовать модель ИИ и визуальные детали) и социальное влияние (количество подписчиков и взаимодействие с фанатами).
Исследователь этики ИИ, доктор Маргарет Митчелл из Hugging Face отметила, что тренд ИИ-инфлюенсеров усугубляет существующие проблемы с реальными блоггерами, которые могут манипулировать изображениями, создавая нереалистичный образ. «Я боюсь подумать, какой вред это нанесёт самооценке девушек», — сказала Митчелл. «Барби уже создала достаточно проблем, а ведь она даже не выглядела как реальный человек».
Таким образом, конкурс «Мисс ИИ» поднимает важные этические вопросы о влиянии технологий на общество. Он демонстрирует, как легко искусственный интеллект может усилить существующие стереотипы и предрассудки. Вместо того чтобы продвигать реальное разнообразие и инклюзивность, подобные мероприятия рискуют создать ещё более нереалистичные стандарты красоты и поведения.
Всё это подчёркивает необходимость критического осмысления применения ИИ, а также оценки его потенциального воздействия на общественные ценности и самовосприятие людей.
* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.
От классики до авангарда — наука во всех жанрах