Смертельная турбулентность на рейсе Singapore Airlines: причины и последствия

Смертельная турбулентность на рейсе Singapore Airlines: причины и последствия

Ученые предупреждают о возрастании частоты и интенсивности турбулентности.

image

Сильная турбулентность на рейсе Singapore Airlines из Лондона в Сингапур привела к гибели 73-летнего мужчины и более чем 70 пострадавшим. Это редкое, но серьезное происшествие вызвало вопросы о причинах таких сильных нарушений в полете и о том, может ли изменение климата усугубить частоту и интенсивность турбулентности.

Самолет, вылетевший 20 мая, пережил внезапное падение на более чем 1800 метров, что привело к тому, что пассажиры и предметы подлетели к потолку кабины. Это первое смертельное происшествие у авиакомпании за последние 24 года.

«Сильная турбулентность превращает вас в снаряд», - говорит атмосферный исследователь Пол Уильямс из Университета Рединга в Великобритании. «Для тех, кто не пристегнут ремнями безопасности, это было бы похоже на аттракцион без какой-либо защиты — это было бы пугающе», - добавляет он.

Что вызывает турбулентность в самолетах?

Большинство рейсов испытывают некоторую степень турбулентности. Возле земли сильные ветры вокруг аэропорта могут вызывать турбулентность при взлете или посадке. На больших высотах восходящие и нисходящие потоки воздуха в грозовых облаках могут вызывать от легкой до сильной турбулентности. «Никто не любит летать через шторм», - отмечает Уильямс.

Воздушные потоки, поднимающиеся над горными хребтами, также могут создавать турбулентность. «Когда воздух поднимается над горой, самолет поднимается и может стать турбулентным», - поясняет Уильямс. Более того, турбулентность часто возникает на границах струйных течений, которые представляют собой сильные воздушные потоки, охватывающие земной шар. Любая турбулентность, возникающая вне облаков , называется «чистая турбулентность». По словам Уильямса, для выяснения точного вида турбулентности, вызвавшей инцидент с рейсом Singapore Airlines, может потребоваться несколько недель. «Предварительно, рядом был шторм, но также условия были подходящими для чистой турбулентности — нужно провести больше исследований», - добавляет он.

Делает ли изменение климата турбулентность более частой и сильной?

Изменение климата действительно делает турбулентность более частой и сильной, утверждает атмосферный исследователь Чон-Хун Ким из Сеульского национального университета. В исследовании, опубликованном в прошлом году, Уильямс и его коллеги обнаружили значительное увеличение чистой турбулентности с 1979 по 2020 годы. Над северной Атлантикой частота сильной чистой турбулентности увеличилась на 55%. Аналогичные увеличения наблюдаются по всему миру. Причиной этого почти наверняка является изменение климата, которое усиливает струйные течения, вызывающие турбулентность.

В другом исследовании Уильямс и его коллеги использовали климатическую модель для прогнозирования, что чистая турбулентность станет более сильной и частой по мере потепления климата. Ожидается, что частота сильной турбулентности увеличится больше, чем легкой или умеренной. В соответствии с этим, Ким и его коллеги обнаружили, что чистая турбулентность вокруг облаков и гор станет более частой с изменением климата.

Несмотря на вероятное увеличение турбулентности, большинство рейсов продолжат летать с легкой или умеренной турбулентностью. «Это не значит, что мы должны прекратить летать или самолеты начнут падать с неба», - говорит Уильямс. «Просто за каждые 10 минут, проведенные в сильной турбулентности в прошлом, в будущем это может быть 20 или 30 минут», - добавляет он.

Можем ли мы предсказать и предотвратить сильную турбулентность?

Пилоты используют прогнозы турбулентности для планирования маршрутов. Исследователи в метеоцентрах могут предсказывать турбулентность на основе данных, собранных с наземных датчиков и спутников, и передавать эти прогнозы пилотам. На борту самолета пилоты используют радары для выявления грозовых облаков и их обхода. Это основано на радиоволнах, которые посылаются из самолета и отражаются обратно к сенсорам, картируя окружающую область.

Однако радары не могут обнаружить чистую турбулентность. Другая технология, называемая LiDAR, могла бы помочь. «LiDAR похож на радар, но использует другую длину волны света», - поясняет Уильямс. «К сожалению, это дорого и требует большого тяжелого оборудования, но он может видеть невидимую чистую турбулентность». Если оборудование будет миниатюризировано и станет дешевле, его можно будет использовать в ближайшее время. «Были экспериментальные полеты, и действительно можно видеть чистую турбулентность за 20 миль, например, перед самолетом», - добавляет он.

До тех пор всем пассажирам рекомендуется всегда пристегивать ремни безопасности во время полета.

Твой код — безопасный?

Расскажи, что знаешь о DevSecOps.
Пройди опрос и получи свежий отчет State of DevOps Russia 2025.