Разработчики смогут получать честные выплаты и защищать свои права.
Брюс Перенс, легендарный деятель открытого движения, убедивший мир принять открытый исходный код и отменить требование сдачи теста на знание азбуки Морзе для радиолюбителей, предлагает новую инициативу. Он разрабатывает лицензию , которая должна обеспечить справедливую компенсацию разработчикам ПО от крупных корпораций, использующих их работы.
Новый проект Post-Open Zero Cost License призван решить финансовый дисбаланс в экосистеме открытого ПО. Он включает положения, запрещающие использование защищенного контента для обучения ИИ-моделей без согласия авторов. За соблюдением правил будет следить специальная организация, наподобие некоммерческих сообществ по охране авторских прав.
В интервью The Register Перенс поясняет, что его концепция Post-Open черпает вдохновение из двух подходов, практикуемых в музыкальной индустрии. Первый — модель Spotify, второй — пример организаций вроде ASCAP, BMI и SESAC. Принципиальное различие в том, что Spotify — коммерческая корпорация, которая сначала обязана распределить прибыль между акционерами, и лишь потом выплачивает гонорары музыкантам. Из-за этого артисты жалуются на мизерные выплаты.
Перенс хочет, чтобы его новая лицензия, дополняющая, а не заменяющая существующие политики, администрировалась некоммерческой организацией, подобной тем, что регистрируются по разделу 501(c)(6) Налогового кодекса США. Структура будет напрямую распределять собранные средства между разработчиками, как и в случае с ASCAP, BMI, SESAC и GMR. Правда, из них только ASCAP по-прежнему сохраняет некоммерческий статус.
Основная идея такова: компании с годовым доходом более 5 миллионов долларов, которые используют программы с лицензией Post-Open в своих платных продуктах, должны будут отчислять 1% выручки в специальную административную организацию. В свою очередь, эта организация выплатит вознаграждение разработчикам участвующих открытых проектов.
«Лицензия, которую я написал, достаточно объемная — примерно как Affero GPL 3, которой уже 17 лет. Но в отличие от ранних лицензий, этой пришлось решать гораздо больше проблем», — поясняет Перенс.
«Однако по нынешним меркам моя лицензия не чрезмерно длинная. В ней учтены все известные мне случаи злоупотреблений в отношении разработчиков, включая дела, в которых я участвовал напрямую — Open Source Security v. Perens и Jacobsen v. Katzer».
«Она также облегчает компаниям соблюдение требований по сравнению с нынешней ситуацией, и, вероятно, в итоге обойдется дешевле, даже с учетом обязательных выплат. Лицензия предполагает создание организации, которая будет сможет подавать в суд на нарушителей от имени любого разработчика и получит для этого финансирование», — поясняет Перенс.
«При этом я планирую процесс таким образом, что компании, признавшие нарушение и исправившие ситуацию, будут прощены и избегут судебных разбирательств. Так что большинство никогда не столкнется с необходимостью идти в суд», — добавляет он.
Никаких овечек — только отборные научные факты