Луна вывернулась наизнанку 4,2 миллиарда лет назад

Исследование гравитационных аномалий предлагает новый взгляд на прошлое спутника.

Исследователи из Университета Аризоны обнаружили новые улики, подтверждающие одну из самых необычных теорий формирования Луны, согласно которой спутник Земли мог перевернуться наизнанку всего через несколько миллионов лет после своего возникновения. Результаты исследования были опубликованы в понедельник в журнале Nature Geoscience.

В ходе изучения тонких вариаций в гравитационном поле Луны ученые впервые получили физические доказательства того, что плотный минерально-богатый слой мог погрузиться вглубь лунных недр, перемешаться с мантией и вновь вернуться на поверхность в виде потоков титан-богатой лавы, которые мы можем наблюдать и сегодня.

Эту теорию "переворота" Луны впервые предложили еще во времена миссий "Аполлон", когда астронавты собрали образцы с поверхности Луны и обнаружили высокое содержание титана. Однако недавнее исследование стало первым, которое подходит к модели формирования, исходя из наблюдаемых тонких гравитационных аномалий.

В 2011 году пара космических аппаратов NASA начала орбитальные полеты вокруг Луны для создания карты её гравитационного поля. Миссия GRAIL (Gravity Recovery and Interior Laboratory) позволила ученым выявить гравитационные аномалии, указывающие на присутствие плотных пород на глубине около 40 километров в лунной недрах.

На заре своего существования Луна была покрыта океаном магмы. По мере остывания и кристаллизации магмы наиболее плотные слои, богатые железом и титаном, погружались глубже к ядру Луны, перемешиваясь с мантией и возвращаясь на поверхность.

В преддверии предстоящих миссий Artemis, когда астронавты NASA снова ступят на Луну, ожидается, что новые данные помогут еще лучше понять, как формировался этот природный спутник Земли.

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!