Детонационные двигатели – еще один шаг на пути к сверхбыстрым путешествиям.
Космическая компания Venus Aerospace из Хьюстона достигла важной вехи на пути к созданию первого в мире сверхзвукового коммерческого авиалайнера. В прошлом месяце стартап провел успешные летные испытания своего экспериментального 2,4-метрового беспилотника на ракетном вращающемся детонационном двигателе (RDRE, rotating detonating rocket engine).
Небольшой дрон был сброшен с самолета-разведчика Aero L-29 Delfín с высоты 3,7 км и разогнался до скорости 0,9 Маха, работая на экологически чистом монотопливном двигателе, где в качестве рабочего тела использовалась перекись водорода. Силовой агрегат, однако, работал не на полной тяге, поскольку испытания проводились на одном из авиаполигонов США, где пока не разрешены сверхзвуковые скорости.
Этот тест стал лишь первым шагом в амбициозной космической программе Venus. «Мы идем к цели постепенно, шаг за шагом», — прокомментировал основатель и технический директор компании Эндрю Даглби. Он отметил, Venus завершила серию длительных огневых испытаний своего революционного RDRE всего за три недели до этого
В отличие от обычных жидкостных ракетных двигателей, где происходит сгорание компонентов топлива, в RDRE используется принцип вращающейся детонационной волны. Она непрерывно циркулирует по кольцевой камере, поджигаемая новыми порциями топлива и окислителя. Такая схема, по оценкам разработчиков, обеспечивает примерно на 15% большую эффективность.
Двигатели подобного типа Venus создает при участии Управления перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA) и планирует использовать их для отработки гиперзвуковых военных технологий. Но все же сейчас главная цель компании — применить эти разработки в коммерческой авиации.
«Теперь я на 100% убежден, что именно этот тип двигателя откроет эпоху гиперзвуковых путешествий», — заявил Даглби. Следующим шагом станет объединение вращающегося детонационного ракетного двигателя с воздушно-реактивным прямоточным для создания комбинированной силовой установки. Она сможет эффективно работать в широком диапазоне скоростей и высот.
Параллельно с созданием принципиально новых двигателей, Venus также активно развивает и летную часть программы. В ближайших планах компании — запустить 3,7-метровую версию дрона с тягой до 1,2 тонны. При благоприятных условиях этот аппарат сможет развить скорости до М2-М3 уже в этом году.
Альтернативный вариант — переход к более крупному 12-футовому дрону, который с нынешним двигателем диаметром 10 см должен выйти на гиперзвуковые скорости М4-М5. Первый полет запланирован на 2025 год и потенциально принесет первый доход стартапу от контрактов с Пентагоном на отработку гиперзвуковых вооружений.
Конечная же цель Venus — создание серийного пассажирского авиалайнера, способного лететь на скорости до М9, что в 4 с лишним раза превышает максимальную скорость знаменитого Конкорда. Впрочем, первые коммерческие гиперзвуковые рейсы, скорее всего, будут выполняться на более умеренных скоростях М3-М4. Но и этого достаточно, чтобы совершить революцию в глобальных авиаперевозках.
Будущему ракетоплану дали название Stargazer. Он должен будет подниматься на высоту около 52 км - чуть больше половины пути к границе космоса, а затем разгоняться до 9 Махов в разреженной атмосфере, совершая сверхскоростные перелеты между континентами. Компания рассматривает возможность маршрутов вроде Хьюстон - Лондон или Сан-Франциско - Токио, которые займут всего около часа.
Дерзкие планы для стартапа, который сейчас насчитывает всего около 75 сотрудников. Однако, как говорят в Venus, ссылаясь на свое название, «Венера еще засияет так же ярко, как ее небесная тезка».
Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя