Япония и NASA запускают телескоп XRISM для изучения космоса через рентгеновские лучи

Астрономические наблюдения начнутся в августе, обещая прорыв в  будущих открытиях.

Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) объявило в понедельник о переходе космического телескопа XRISM (X-ray Imaging and Spectroscopy Mission), созданного совместно с NASA, в стадию номинальных операций.

XRISM представляет собой космический телескоп, использующий рентгеновские лучи для исследования далеких звезд и галактик. Хотя XRISM не обладает такими же передовыми возможностями, как телескоп Джеймса Уэбба, он, тем не менее, знаменует значительный шаг вперед в области рентгеновской астрономии. Дело в том, что рентгеновские лучи имеют более короткую длину волны, нежели инфракрасный диапазон, в котором работает Уэбб, позволяя XRISM изучать Вселенную под новым ракурсом.

На данный момент телескоп проходит процесс начальной калибровки и проверки производительности. С августа планируется начать астрономические наблюдения по исследовательским проектам. Европейское космическое агентство (ESA), обеспечившее аппаратуру и научную поддержку, получит восемь процентов времени наблюдения.

JAXA сообщило, что XRISM показал «отличную работу инструментов на орбите, включая спектральную производительность, превышающую первоначальные цели, и ожидается, что в будущем принесёт множество открытий». Период подготовки и тестирования бортовых систем, необходимый перед началом научной программы, продлился три месяца.

Чтобы продемонстрировать возможности нового телескопа, JAXA опубликовала две демонстрационные фотографии, сделанные XRISM. Первый снимок представляет собой график рентгеновского спектра скопления галактик Персей, находящегося на расстоянии 240 миллионов световых лет от нас. Данные о температуре и скоростях движения плазмы в скоплении были получены с помощью бортового рентгеновского спектрометра Resolve. По словам JAXA, этот снимок показывает, как формируются и эволюционируют скопления галактик.

Рентгеновский спектр скопления Персей, полученный с помощью XRISM (Resolve).

Вторая фотография сделана бортовым рентгеновским имиджером Xtend. Она демонстрирует остатки сверхновой звезды SN 1006, вспышка которой была зафиксирована наблюдателями на Земле в 1006 году.

Изображение SN 1066

XRISM был запущен в космос вместе с японским луноходом SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) на ракете-носителе Mitsubishi H-IIA в прошлом сентябре.

SLIM успешно совершил посадку на поверхность Луны в январе, однако оказался в неоптимальном положении, что вызвало проблемы с энергообеспечением солнечных батарей. Несмотря на это, модулю удалось пережить длительную лунную ночь и некоторое время проработать в ограниченном режиме. В настоящее время SLIM вновь перешел в спящий режим.

Тени в интернете всегда следят за вами

Станьте невидимкой – подключайтесь к нашему каналу.