Политика компании "плати или соглашайся" вызвала многочисленные споры с правозащитниками.
В Евросоюзе разгорается юридическая битва против корпорации Meta*. Группы защиты прав потребителей подают коллективные иски, стремясь использовать закон о защите данных для прекращения практики, при которой пользователи сталкиваются с выбором: либо согласиться на обработку своих данных в рекламных целях, либо оплатить подписку для отключения рекламы.
С конца 2023 года Meta начала внедрять в ЕС изменения, предлагая пользователям «продолжить использование Facebook* и Instagram* с рекламой» или перейти на платную подписку без рекламы. Данный шаг был предпринят в попытке соответствовать законодательству ЕС, однако вызвал недовольство защитников прав на конфиденциальность.
Например, организация NOYB (None Of Your Business) утверждает, что Meta предлагает платить за наслаждение фундаментальными правами в рамках законодательства ЕС, и оспаривает эту практику с ноября 2023 года, утверждая, что согласие на обработку данных должно быть предоставлено бесплатно, а не как альтернатива платежу. В январе этого года NOYB также подала иск, в котором возражала против невозможности пользователей «свободно» отозвать согласие на обработку данных, которое они уже дали Facebook* или Instagram*.
Жалобы, поданные членами Европейской организации потребителей (European Consumer Organisation, BEUC), основываются на Законе о защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR) и утверждают, что модель «плати или соглашайся» нарушает принципы защиты данных, включая ограничение целей, минимизацию данных, справедливую обработку и прозрачность. Правозащитники утверждают, что у Meta нет законных оснований для обработки данных в рекламных целях, поскольку такое действие основывается на согласии.
Meta оспаривает обвинения, заявляя, что серьезно относится к своим обязательствам по регулированию и уверена в соответствии своих действий GDPR. Компания утверждает, что ее модель подписки без рекламы соответствует последним регуляторным разработкам и решениям высших европейских судов.
Иски против Meta становятся все более частыми, поскольку компания сталкивается с трудностями в соответствии с законодательством ЕС. В прошлом году компания была оштрафована на рекордные €1,2 млрд. за передачу данных жителей ЕС в США, что нарушает GDPR.
Не смотря на юридические баталии, финансовое состояние Meta не страдает: компания объявила о своей первой квартальной выплате дивидендов, заработав в 2023 году $131,9 млрд. из $134, 9 млрд. дохода от рекламы.
* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.
Одно найти легче, чем другое. Спойлер: это не темная материя