Гонка вооружений под землей: Австралия разоблачает тайные ядерные испытания

Ученые ANU нашли способ отличить ядерный взрыв от землетрясения.

Учёные Австралийского национального университета (ANU) разработали новый метод точного обнаружения подземных ядерных испытаний, включая те, что проводятся втайне в различных уголках мира. Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Journal International.

Ядерное оружие, первоначально разработанное для сдерживания прямого конфликта между странами, привело к гонке вооружений. С принятием договоров о запрете испытаний ядерного оружия эксперименты стали проводиться втайне под землёй, что усложнило их обнаружение и увеличило риск распространения ядерного вооружения. Неответственное использование ядерного оружия может привести к катастрофическим последствиям, поэтому важно как можно раньше выявлять его разработку.

Подземные ядерные испытания, хоть и снижают риск радиоактивного излучения, вызывают сильные сейсмические движения, которые могут быть зарегистрированы сейсмометрами. Используемые для измерения движений тектонических плит и интенсивности землетрясений, сейсмометры также помогали обнаруживать взрывы и ядерные испытания. На протяжении многих лет учёные совершенствовали свои инструменты для различения естественных землетрясений и ядерных испытаний.

Однако в 2017 году учёные не смогли идентифицировать подземное ядерное испытание, проведённое Северной Кореей, что подчеркнуло необходимость уточнения используемых математических методов.

На диаграмме показаны 140 взрывов и 1149 землетрясений, проанализированных исследователями. Указаны ядерные взрывы, ранее ошибочно идентифицированные как землетрясения (красные ромбы), а также землетрясения, ошибочно классифицированные как ядерные взрывы (зеленые ромбы).

Исследовательская группа ANU изучила методы обнаружения подземных испытаний и нашла способы улучшить статистические результаты. Специалисты отметили, что ядерные испытания в США в основном проводились в Неваде, в пустыне, где имеется подробный сейсмический архив всех испытаний, что предоставляет действительно полезный набор данных.

Используя данные о 140 взрывах, проведённых США, команда смогла увеличить точность классификации с 82% до 99%. Новый метод также успешно идентифицировал все 6 испытаний, проведённых в Северной Корее с 2006 по 2017 год.

Учёные осознают, что попытки проведения тайных испытаний продолжаются в разных частях мира. Большое количество землетрясений в мире также усложняет отличие подозрительного ядерного испытания от геологического события. В таком контексте работа ученых окажется полезной, как надеются исследователи ANU.

Улучшение в обнаружении не является результатом внедрения новых технологий или устройств. Ученые отмечают, что не нужно запускать новые спутники, для отслеживания испытаний используются стандартные сейсмические данные. Техника позволяет в реальном времени мониторить данные, что является крайне важным в условиях нарастающих политических напряженностей.

Домашний Wi-Fi – ваша крепость или картонный домик?

Узнайте, как построить неприступную стену