X-59: Первый взгляд на будущее сверхзвуковых полетов

X-59: Первый взгляд на будущее сверхзвуковых полетов

NASA и Lockheed Martin представили X-59, новый "тихий сверхзвуковой" самолет, который может изменить будущее как военных, так и гражданских авиаперевозок.

image

X-59 разрабатывается в Lockheed Martin Skunk Works уже несколько лет после того, как в 2018 году NASA предоставило грант на $248 миллионов. Это был первый из многих научно-исследовательских проектов NASA, направленных на прорыв в авиации, будь то скорость, эффективность или размер самолета.

До вчерашнего дня самолет был виден только в разобранном виде в ангаре; в пятницу он впервые появился на взлетно-посадочной полосе на публике, и, конечно, это вызвало большой интерес на предприятии Lockheed в Палмдейле.

"Всего за несколько коротких лет мы перешли от амбициозной концепции к реальности. X-59 NASA поможет изменить способ нашего передвижения, сближая нас за гораздо меньшее время", - сказала заместитель администратора NASA Пэм Мелрой в пресс-релизе.

X-59 - это экспериментальный самолет, а не прототип серийного. Его задача - доказать, что самолет может летать быстрее скорости звука (в данном случае 925 миль в час) без создания громкого звукового удара, который обычно возникает из-за возникающей при этом волне давления.

Команда стремится уменьшить этот эффект до "звукового толчка", который будет менее мешать людям, инфраструктуре и дикой природе.

"Демонстрируя возможность тихих коммерческих сверхзвуковых перелетов над сушей, мы стремимся открыть новые коммерческие рынки для американских компаний и принести пользу путешественникам по всему миру", - сказал Боб Пирс из NASA.

Самолет обладает уникальной аэродинамической формой: его длина почти 100 футов, а ширина всего 29,5 фута, что позволяет эффективно разрушать ударные волны во время полета.

Интересной особенностью этой формы является то, что установка окна, выходящего вперед в кабине пилота, становится непрактичной. Вместо этого команда установила 4K-экран, названный системой внешней видимости (XVS), который в реальном времени передает изображения с передней части самолета.


Самолет еще не взлетал, так как предстоит провести множество тестов. Но теперь, когда он стоит на колесах, можно переходить к "интегрированным системным испытаниям, работе двигателей и тестам таксирования" перед первым полетом, запланированным на "конец этого года". Планируется сначала субзвуковой полет, затем дополнительные тесты, а после - первый сверхзвуковой полет.

Конечно, кроме NASA и Lockheed Martin, есть и другие заинтересованные в такого рода полетах компании: например, Boom Supersonic усердно работает над созданием своего тихого сверхзвукового испытательного самолета. Однако не следует рассчитывать на скорое появление звуковых ударов в небесах — хотя технология X-59 и представляет собой значительный прогресс, её внедрение в повседневное использование пока что остаётся в будущем.

Квантовый кот Шрёдингера ищет хозяина!

Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале

Откройте коробку любопытства — подпишитесь