Взгляд в глубины космоса и квантовой физики: открытия 2023 года

В этом году в мире физики произошли впечатляющие события, охватывающие как далекую вселенную, так и мир квантовых технологий.

Космические размышления через линзу Джеймса Уэбба

Телескоп Джеймса Уэбба, вступивший во второй год своей научной работы, обеспечивает новые впечатляющие изображения Вселенной. Эти изображения меняют представления ученых о процессах формирования космических объектов, включая звезды, планеты и черные дыры. Рохан Наиду из Массачусетского технологического института отмечает, что наблюдаемые галактики настолько яркие, что это вызывает вопросы о их быстром росте.

Например, одно из последних открытий, сделанных телескопом, - планета Wasp-107b, находящаяся в 1300 световых годах от Земли, удивляет ученых своей атмосферой, состоящей из паров кварца, а не водяных капель. Еще одна уникальная планета – GJ1214, названная "сауной", в восемь раз тяжелее Земли и обладает плотной атмосферой, богатой паром

Новые открытия о черных дырах и гравитационных волнах

Важным событием 2023 года стало обнаружение доказательств гравитационных волн , возникающих при слиянии сверхмассивных черных дыр. Открытие стало значительным шагом в понимании космических процессов.

Развитие квантовых технологий

Прогресс в области квантовых технологий также продолжается. Одним из самых ярких открытий является новость о том, что команда National Institute of Standards and Technology (NIST) представила новое устройство, которое может стать переломным моментом в разработке квантовых компьютеров. Новый механизм включает в себя два сверхпроводящих квантовых бита (кубиты), которые являются аналогом логических битов в классическом компьютере, и основывается на так называемом "тумблерном переключателе".

Переключатель может менять состояния, настраивая связи между квантовыми битами и устройством чтения результатов вычислений. Эта настраиваемая связь позволяет решить одну из основных проблем квантовых компьютеров — шум в цепях, который затрудняет получение четких результатов вычислений.

Поиск квантовой гравитации

Различия между квантовой механикой и теорией гравитации Эйнштейна стимулируют ученых к поиску новых решений. Для того, чтобы приблизиться к решению этой загадки, группа ученых из разных стран провела уникальный эксперимент с использованием детектора IceCube - огромного массива оптических датчиков, замороженных в ледяной толще Южного полюса. IceCube предназначен для обнаружения нейтрино - элементарных частиц, которые почти не взаимодействуют с материей и могут пролетать сквозь Землю.

Анализируя данные IceCube за девять лет работы детектора, ученые не обнаружили никаких статистически значимых отклонений от ожидаемого времени прибытия нейтрино. Это позволило им поставить новые ограничения на возможные эффекты квантовой гравитации на малых масштабах. Они показали, что если квантовая гравитация существует, то ее влияние должно быть очень слабым и проявляться только на расстояниях порядка 10^-35 метров - так называемой планковской длины.

Все эти открытия и исследования подчеркивают, что наша попытка понять Вселенную на всех уровнях – от самых крупных масштабов до самых мелких – продолжается. Предстоящий год обещает принести еще больше удивительных откровений и научных достижений.

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!