Пользователи платформ Meta вынуждены платить за свои права

Пользователи платформ Meta вынуждены платить за свои права

Как компания обходит европейские законы о таргетированной рекламе?

image

Компания Meta* , владеющая Facebook, Instagram и WhatsApp, вынуждает европейских пользователей платить за отказ от таргетированной рекламы. Таким образом владельцы пытаются обойти вступивший в силу в 2018 году регламент ЕС о защите персональных данных (GDPR).

Согласно GDPR, компании обязаны получать от пользователей согласие на сбор и обработку их личной информации. Без такого согласия Meta не может показывать персонализированную рекламу, основанную на поведении человека в интернете и его цифровом профиле. А для них это главный источник дохода.

Если организация нарушает правила GDPR, ей грозят серьезные штрафы — до 4% от годового оборота или 100 000 евро в день. Чтобы избежать этого, Meta придумала хитрое решение. Теперь европейцам предлагается два варианта: либо продолжать бесплатно пользоваться соцсетями с рекламой, либо платить от 11 до 14 евро в месяц за подписку.

По сути, Meta хочет заставить людей платить за соблюдение их же прав на конфиденциальность личных данных при пользовании интернет-услугами. Это вызвало широкую критику со стороны правозащитников.

Организация None Of Your Business (NOYB), занимающаяся цифровыми правами и приватностью в интернете, назвала такое решение «позорным». Макс Шремс, основатель NOYB, заявил: «Вместо того чтобы просто следовать европейскому законодательству, Meta продолжает цинично его игнорировать. Основные права нельзя продавать. Иначе эта логика заведет нас очень далеко».

28 ноября 2023 года NOYB подала жалобу против Meta в Агентство по защите данных Австрии. По мнению активистов, система платных подписок нарушает принцип «добровольного согласия», заложенный в GDPR. Ведь статистика множества соцсетей доказывает, что всего 3% пользователей действительно хотят получать цифровую рекламу с учетом их нужд.

Со своей стороны Meta заявила, что система подписок была одобрена Судом ЕС и что «каждый стартап начинается с идеи, а возможность донести эту идею при помощи персонализированной рекламы — решающий фактор для малого бизнеса». Представители также указывают на то, что подписки в Facebook аналогичны платным сервисам вроде YouTube Premium и Spotify Premium.

Однако правозащитники считают эти аргументы лукавством. «Нельзя ставить знак равенства между сервисами, которые предлагают пользователям отключить только рекламу, и платформами, которые незаконно собирают личную информацию ради прибыли, вроде Meta», — говорят они.

Как бы то ни было, конфликт вокруг новой политики Meta в Европе только начинается. Исход дела покажет, на чьей стороне окажется закон. А пока общественность и регуляторы будут внимательно наблюдать за действиями и решениями компании Марка Цукерберга.

*Компания Meta и продукты компании (Instagram и Facebook) признаны экстремистскими организациями; их деятельность запрещена на территории РФ.

Ньютон уронил яблоко. Мы роняем челюсти!

Гравитация научных фактов сильнее, чем вы думаете

Подпишитесь и испытайте интеллектуальное падение