Как закон DMCA формировал современный интернет – и что с ним не так?

Как закон DMCA формировал современный интернет – и что с ним не так?

Юбилей 25 лет со дня принятия закона DMCA, который регулирует использование авторских прав в эпоху интернета.

image

В США отмечается 25-летие принятия Закон об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act, DMCA), который был подписан президентом Биллом Клинтоном. Закон задумывался как шаг по защите интеллектуальной собственности в эпоху интернета, однако спустя четверть века он выглядит неоднозначно.

DMCA был основан на договоренностях Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) 1996 года, направленных на борьбу с нарушениями авторских прав в интернете. Закон ужесточил наказания за нарушение авторских прав в сети и криминализировал технологии, предназначенные для обхода мер контроля доступа к авторским произведениям. Стоит отметить, что закон освободил интернет-провайдеров от ответственности, если их клиенты использовали их услуги для незаконных целей.

Спустя 25 лет DMCA все еще оказывает значительное влияние на технологический мир, но также является отражением своего времени. Когда-то, когда Internet Explorer 4 был основным браузером, а Napster только зарождался как платформа обмена файлами, DMCA вступил в силу, возможно, с лучшими намерениями, но не самым эффективным исполнением.

Неоспоримо, что инструмент удаления авторских материалов DMCA изначально был полезен, хотя рост таких сервисов, как YouTube, делает такой процесс более обременительным. Однако именно положения, направленные против обхода закона, призванные укрепить технологию борьбы с пиратством, продолжают сталкиваться с жестоким применением.

Несколько крупных технологических компаний действительно использовали DMCA на протяжении многих лет, чтобы угрожать конкурентам и любителям, модифицирующим технологию.

Однако сейчас становится понятно, что закон более «знаменит» тем, чего он не делает, чем тем, что делает. Исключения закона позволили компаниям Facebook*, YouTube и Twitter (X)** использовать создателей контента в своих интересах и собирать личную информацию для маркетинговых целей.

Хотя DMCA является законом США, законодатели по всему миру на протяжении многих лет боролись с регулятивными вопросами, поставленными перед ними изменениями в технологиях. Таким образом, DMCA зреет для пересмотра.

Так что же это - хорошо или плохо? DMCA – ценный инструмент для борьбы с нарушением авторских прав, но в то же время он имеет потенциал душить инновации и справедливое использование. За годы закон подвергался изменениям с целью решения возникших проблем и критики. Тем не менее, нельзя избежать ощущения, что закон нуждается в модернизации.

* Компания Meta и её продукты (Instagram и Facebook) признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.

*** Социальная сеть запрещена на территории Российской Федерации.

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться