Чтение мыслей, запутывание сознания, манипуляция чувствами — на что ещё способен ИИ с доступом к глубинам нашего мозга?
ЮНЕСКО, специальное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры, недавно подняла шумиху по поводу «потенциально вредных» достижений в области нейротехнологий в сочетании со стремительным развитием ИИ. Представители организации предполагают, что возможности нейронных имплантов по сканированию мозговых импульсов могут позволить искусственному интеллекту вторгаться в разум человека.
Иными словами, имплантация нерегулируемых чипов искусственного интеллекта (по типу Neuralink от Илона Маска) в человеческий мозг потенциально может угрожать приватности своего носителя. В частности, есть риск, что нейроимплант захочет прочесть мысли владельца или даже повлиять на них.
Из-за озвученных выше опасений ЮНЕСКО приступило к разработке глобальной «этической основы» для решения проблем прав человека, связанных с нейротехнологиями.
Технология имеет «далеко идущие и потенциально вредные» возможности, сказала Габриэла Рамос, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам. «Мы находимся на пути к миру, в котором компьютерные алгоритмы позволят декодировать умственные процессы людей и напрямую манипулировать механизмами мозга, лежащими в основе намерений, эмоций и решений», — объяснила Рамос.
Тем временем, Антониу Гутерреш, генеральный секретарь ООН, отметил, что технология «развивается со сверхзвуковой скоростью».
Хотя технология может изменить жизнь больных людей в лучшую сторону, она может взять за это свою цену. Представители ЮНЕСКО связались с Ханной Галвин, женщиной с эпилепсией, которой в мозг установили нейротехническое устройство для обнаружения приступов и заблаговременном оповещении о них, чтобы женщина успела принять горизонтальное положения ещё до их начала.
Со слов Галвин, устройство только ухудшило её жизнь. У неё бывало до 100 приступов в день, которые только и делали, что активировали нейроимплант. «Я чувствовала, что в моей голове кто-то есть помимо меня. Я становилась всё более и более депрессивной. Мне это совсем не нравилось», — сказала Галвин, которая в конце концов избавилась от устройства.
Тем не менее, потенциал технологии огромен. Она может помочь слепым видеть, а парализованным ходить, поэтому осваивать её определённо нужно, но с большой осторожностью.
«Нейротехнологии могут помочь людям решить многие проблемы со здоровьем, но они также могут получать доступ к мозгу и манипулировать им, а также генерировать информацию о нашей личности и наших эмоциях», — выразила свою обеспокоенность Одри Азуле, генеральный директор ЮНЕСКО.
Они могут угрожать нашим правам на человеческое достоинство, свободу мысли и конфиденциальность», — продолжила свою мысль Азуле, предложив ограничить применение подобных технологий на мировом уровне, чтобы обеспечить соблюдение прав человека.
Неясно, много ли ещё случаев с подобными нейроимплантами было зафиксировано исследователями по всему миру, ведь звучит это хоть и жутко, но не очень правдоподобно. Тем не менее, прецедент существует, поэтому теперь учёные наверняка будут учитывать и отслеживать данный аспект в работе нейроимплантов, а правозащитники пристально следить за их достижениями.
Никаких овечек — только отборные научные факты