Роскомнадзор предупреждает о рисках рекомендательных сервисов

Роскомнадзор предупреждает о рисках рекомендательных сервисов

Алгоритмы, которые рекомендуют контент, могут привести к распространению фейковой информации и вводить пользователей в заблуждение.

image

ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ), подведомственный Роскомнадзору, предупреждает о рисках развития рекомендательных сервисов. Они могут привести к политической поляризации общества, продвижению фейковых новостей и риторик ненависти, следует из аналитической справки, подготовленной организацией.

«Законодательное регулирование рекомендательных сервисов необходимо для защиты потребителей от непрозрачных алгоритмов отбора контента, способных искажать реальное положение дел и приводить к пугающим последствиям вплоть до реального нанесения вреда здоровью и психике человека», — говорится в документе.

Работа рекомендательных сервисов основана на технологии искусственного интеллекта, «поэтому можно смело утверждать, что ИИ — ключевой компонент популярных социальных сетей», говорится в записке. ИИ «часто отдает предпочтение спорной, разжигающей вражду и недостоверной информации, поскольку именно такой контент привлекает больше внимания пользователей и ведет к повышению вовлеченности и взаимодействия с платформой». В результате социальные сети могут спровоцировать политическую поляризацию и продвигать дезинформацию, считают составители записки.

В качестве примера авторы документа приводят данные из США: 64% всех новых подписчиков экстремистских групп в Facebook (принадлежит Meta, признана экстремистской и запрещенной в России) пришли в них через рекомендации. Также упоминается система мониторинга поисковой выдачи, которую использовали республиканцы для аналитики рекомендаций в Сети накануне выборов президента США в 2020 году. Согласно этим данным, исследователи отмечали существенный перекос в результатах поиска Google в пользу демократов.

Примеры из работы российских рекомендательных сервисов в ГРЧЦ в записке не приводят.

Еще одним риском распространения рекомендательных сервисов ГРЧЦ считает то, что они выдают пользователю именно ту информацию, которая похожа на то, что он смотрел ранее. Это приводит к появлению эффекта «эхо-камеры», когда пользователь лишается рекомендаций с альтернативной точкой зрения.

ГРЧЦ предлагает внедрить аудит алгоритмов, сообщение для пользователя с разъяснением о работе алгоритмов, а также возможность давать и отзывать согласие на обработку персональных данных.

Домашний Wi-Fi – ваша крепость или картонный домик?

Узнайте, как построить неприступную стену