Похоже, ИИ со временем возьмёт обязанности второго пилота на себя.

Авиакомпании активно исследуют возможность использования искусственного интеллекта вместо одного из пилотов в кабине самолёта. Такой шаг позволил бы сэкономить на расходах и решить проблему нехватки квалифицированного персонала. Однако главный вопрос заключается в том, будут ли согласны пассажиры на такое?
«Искусственный интеллект готов оказать большое влияние на авиационную отрасль, и самолёты с одним пилотом — это реальность», — заявилТим Кларк, президент авиакомпании Emirates.
Для многих это может показаться удивительным, ведь два пилота в кабине самолёта — это классическая схема, отработанная годами. А в дальних перелётах может быть задействовано даже три пилота. Но для авиаиндустрии это всего лишь норма сокращения человеческого фактора по мере развития технологий.
К слову, ещё в 1950-х годах в кабине самолёта было по пять членов экипажа: навигатор, бортинженер и радист, помимо капитана и второго пилота. Со временем три из них лишились своих рабочих мест, что в ближайшем будущем, вероятно, ждёт и «героя» данной новости.
Два человека на борту необходимы для обеспечения безопасности в случае, если один из пилотов не сможет управлять самолётом. Однако с развитием технологий искусственный интеллект может быть использован даже для посадки самолёта на выбранном аэродроме в чрезвычайной ситуации. Тот же самый автопилот Tesla уже ни раз доказывал, что в экстренных условиях ИИ может среагировать на тот или иной внешний фактор даже быстрее, чем живой человек.
Самолёты уже давно используют компьютеры для автоматизации многих задач. Например, автопилот и так самостоятельно контролирует самолёт большую часть полёта, а пилоты лишь наблюдают за процессом и самолично контролируют взлёт и посадку.
Эксперименты с использованием ИИ могут начаться постепенно, например, один из пилотов будет отдыхать в салоне, а другой будет следить за полётом совместно со своим умным помощником. Ещё один способ, который может быть применён, — это использование помощи от наземной станции для выполнения задач взлёта и посадки, в то время как остальная часть полёта будет контролироваться одним пилотом.
Пилоты, впрочем, пока что не убеждены в потенциале технологии. Хорошо подготовленные специалисты могут безопасно посадить самолёт даже на реке, если другого варианта не будет, чего ИИ, скорее всего, сделать даже не попытается.
Так или иначе, попробовать произвести такую замену стоит в любом случае. Если заранее обеспокоиться безопасностью, то внедрение современных технологий в процесс управления самолётом может пройти гладко и без последствий.