По данным Google AdPlanner, в январе самыми востребованными сайтами, предоставляющими коммерческий видео- и аудиоконтент, оставались торрент-трекеры.
По данным Google AdPlanner, в январе самыми востребованными сайтами, предоставляющими коммерческий видео- и аудиоконтент (создаваемый профессиональными компаниями для продажи), оставались торрент-трекеры — torrents.ru (месячная аудитория — 5,6 млн человек; после закрытия прокуратурой переехал на адрес rutracker.org), torrentino.ru (2,4 млн) и др. Владельцы таких порталов не заключают соглашения с владельцами контента, так как, по собственным утверждениям, являются лишь площадкой для обмена файлами между пользователями.
Впрочем, популярнейшие сайты, на которых контент все же хранится, также не практикуют авторских отчислений. Zaycev.net (месячная аудитория за январь — 4,3 млн человек) и Jetune.ru (0,9 млн), распространяющие бесплатные mp3-файлы, удаляют контент только в случае обращения к ним правообладателей. Эти сайты зарабатывают в основном на рекламе, небольшие платежи взимаются за особый сервис. По данным из рекламной презентации Jetune.ru, премиум-сервисами, позволяющими увеличить скорость закачки контента, пользуются 15-20% пользователей сайта, а стоимость премиум-аккаунта составляет $2,5.
Посещаемость сайтов, договаривающихся с правообладателями, все еще много меньше. Например, бесплатный Tvigle.ru в январе посетили 1,1 млн человек, ежемесячная аудитория ресурсов с платным контентом (Video.ru, Omlet.ru) не превышала 0,4-0,6 млн человек.
В сотовой компании МТС, владеющей Omlet.ru, утверждают, что платный легальный контент становится все более востребован в рунете. Директор по продажам продуктов и услуг МТС Павел Ройтберг считает, что через два года официальные продажи в рунете могут вытеснить 10-20% рынка нелегальных скачиваний, оценивающихся в $10-20 млн. Гендиректор Tvigle Media (управляет Tvigle.ru, предоставляющим для онлайн-просмотра пользовательский и полнометражный коммерческий контент) Егор Яковлев считает более эффективной модель, когда легальный контент распространяется бесплатно, а сайт зарабатывает на рекламе. "Эксперты сходятся во мнении, что соотношение доходов рекламной модели и модели платного доступа к контенту в будущем составит 70 к 30. При этом платным может быть доступ к премиальному контенту, допустим, премьерному, и нишевому, профессиональному, включая также контент эротического содержания",— поясняет он.
Поставщики легального контента все чаще организуют на сайте онлайн-просмотр (режим стримингового, потокового видео). Такую услугу в конце февраля запустил и Omlet.ru (раньше пользователи могли только скачать фильм на свой компьютер), стоимость такого просмотра на 33-58% ниже для пользователя, чем скачивание, сообщила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Недавно запущенный компанией Digital Access портал Ivi.ru изначально сосредоточился на бесплатных онлайн-показах. "Технология потребления через скачивание уйдет в прошлое в течение двух-трех лет, оставшись в нише беспроводных устройств и телефонов",— добавляет господин Яковлев.
Президент "Системы Масс-медиа" Андрей Смирнов напоминает, что в 2009 году объем интернет-рынка пиратского кино в России, по экспертным оценкам, превысил $220 млн. "Конкуренцию пиратским ресурсам необходимо создавать уже сейчас. Удобные легальные порталы плюс усовершенствованное законодательство — это достаточно эффективный комплекс мер",— отмечает он. Даже при желании договориться с мейджорами о дистрибуции их контента интернет-компаниям достаточно сложно. Omlet.ru в сентябре 2009-го подписал соглашение с Paramount об использовании ее каталога, но до сих пор ведет переговоры с другими голливудскими кинокомпаниями. "Пока мейджоры настороженно относятся к распространению через интернет по причине высокого уровня пиратства, а также из опасений каннибализации DVD-продаж",— подтверждает госпожа Осадчая.
5778 К? Пф! У нас градус знаний зашкаливает!