Безопасность детей в интернете: предупреждение, образование, взаимодействие

Безопасность детей в интернете: предупреждение, образование, взаимодействие

На прошлой неделе в Москве прошла конференция «Безопасность детей в интернете: предупреждение, образование, взаимодействие».

12 – 13 ноября 2009 года в Москве состоялась первая российско-европейская конференция «Безопасность детей в интернете: предупреждение, образование, взаимодействие». Инициаторами проведения конференции выступили Европейская Комиссия Совета стран Балтийского моря, Общественная Палата РФ и Центр безопасного Интернета в России.

Выступая на конференции, Галина Солдатова (Фонд развития Интернет) рассказала о том, что федеральная программа по подключению российских школ к Интернету привела к тому, что дети и подростки стали пользоваться информационными технологиями гораздо активнее взрослых.

В мае-июне 2009 года фонд провел исследования в 18 регионах РФ (включая Москву), опросив 4338 человек (47% опрошенных – дети 14-15 лет, 53% - 16-17 лет, 5% - москвичи). Выяснилось, что, если примерно 1/3 взрослых пользуется Сетью, то показатели среди молодежи гораздо выше – 90% школьников знакомы с Интернетом не понаслышке. При этом половина опрошенных (52%) сидят в Сети не только из школы, но и дома, у 21% компьютеров дома нет, у 27% - есть компьютеры, но нет подключения к Интернету (в основном, в регионах с дорогими тарифами). Эти дети, как правило, выходят в Сеть со школьных компьютеров.

В ходе исследования выяснилось, что Сеть давно вытеснила ТВ, радио, книги и печатные СМИ из душ несовершеннолетних пользователей, а многие дети считают себя «живущими в Интернете». Так, в Москве в Интернете «живет» каждый шестой опрошенный подросток, а, например, в Саратове – больше трети респондентов. По степени значимости Интернет сравнялся с такими важными источниками информации и мудрости, как учителя и ровесники, и пока уступает лишь родителям – мам и пап подростки уважают больше, чем буквы и картинки на экране.

Подростки редко относятся к Интернету скептически, им нравится искать информацию, выражать себя и общаться, большинство связывают с Сетью положительные эмоции: интерес, любопытство, удивление и т.д. 50% подростков ассоциируют Сеть со «свободой» и удовлетворяют в виртуальном пространстве стремление к автономности. И это им легко удается: 70% родителей не интересуются, чем занимаются их детишки в Интернете. При этом в школах ситуация с контролем юных пользователей несколько лучше – как минимум, фильтры установлены на 70% школьных компьютеров.

53% подростков понимают, что Интернет – опасен. На первом месте в списке угроз юным созданиям стоит вымогательство, и лишь потом агрессия, сексуальные домогательства и другие опасности.

Специалисты, проводившие опрос школьников, выделили несколько типов пользователей по их поведению и интересам. Одним из самых распространенных типов являются так называемые «любознательные» дети «эры поисковых систем», считающие Интернет средством поиска информации. Главным риском для этой группы детей можно назвать сведение познавательной активности к поисковой, кроме того, существуют контентные риски.

Ещё одна группа – «бунтари», приходящие в Интернет в поисках автономности и независимости от взрослых. Специалисты отмечают, что эти ребята рискуют пострадать от «девальвации нравственности». Ещё одна группа – «игроки» - испытывают потребность в играх и, одновременно, потерю идентичности. «Игроки» легко становятся зависимыми от виртуального мира. С проблемами идентичности и потерей навыков коммуникации в реальном мире сталкиваются т.н. «тусовщики» - те, кто использует Сеть преимущественно как инструмент общения. Ещё две группы – «потребители» (воспринимающие Интернет как большой магазин) и «деловые» (ищущие и находящие в Сети работу) – рискуют стать жертвами мошенничества. Наконец, последняя группа, «ботаники» (ищущие в Сети информацию для учебы), рискуют наткнуться на опасный контент.

Выступление на той же конференции Марка Хопвуда (организация Insafe) подтвердило, что европейским детям в целом свойственны те же проблемы и риски. У многих юных интернет-пользователей наблюдается аддикция, и они даже не могут толком сказать, сколько времени проводят в Сети. Подростки не заботятся о собственной безопасности и конфиденциальности: выкладывают много персональной информации, придумывают легкие пароли и спокойно делятся этими паролями с друзьями (напомним, по данным исследования аудитории MySpace в 2006 году, тинейджеры просто не способны придумывать сложные пароли). Наконец, дети нередко подвергаются шантажу и могут, например, выслать шантажисту или опубликовать свои откровенные фото – лишь бы злоумышленники от них отстали (а вот пожаловаться на обидчиков родителям подростки не решаются).


Один хакер может причинить столько же вреда, сколько 10 000 солдат! Подпишись на наш Телеграм канал, чтобы узнать первым, как выжить в цифровом кошмаре!