Закон «Об Интернете» России все еще не грозит

Закон «Об Интернете» России все еще не грозит

29 января 2008 года на заседании Комиссии Совета Федерации по информационной политике был представлен проект модельного закона «Об Интернете», разработанный «по согласованию» с Комиссией и с Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ двумя общественными организациями - Центром Интернет-технологий (РОЦИТ) и Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК).

29 января 2008 года на заседании Комиссии Совета Федерации по информационной политике был представлен проект модельного закона «Об Интернете», разработанный «по согласованию» с Комиссией и с Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ двумя общественными организациями - Центром Интернет-технологий (РОЦИТ) и Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК).

Слухи о подготовке законопроекта, регулирующего отношения в Интернете, появляются с завидным постоянством, причем каждый раз в них фигурирует законопроект именно с таким невозможным для закона названием - «Об Интернете». В 2004 году мы даже успокаивали общественность , взбудораженную очередными слухами про ковку «железного занавеса» для Рунета. Опрошенные нами представители «ответственных» за его подготовку ведомств единодушно опровергли этот нелепый слух.

В этот раз в действительности подготовки пресловутого «закона «Об Интернете» сомневаться не приходилось, так как соответствующая информация была размещена на официальном сайте Совета Федерации. Однако, угрозы «интернет-вольностям» наконец-то появившийся законопроект совершенно не представляет.

В справке к законопроекту его авторы справедливо отмечают, что «модельный закон - законодательный акт рекомендательного характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений». Проще говоря, это даже не закон, а его образец, шаблон для написания настоящих законов.

Но даже в качестве шаблона закона представленный на заседании Комиссии Совета Федерации по информационной политике текст малопригоден. Основных причин тому три: отсутствие четко определенной сферы регулирования; фрагментарные, не подчиняющиеся единой политике попытки урегулировать комплексные правоотношения, возникающие при использовании Интернета; использование юридически несостоятельных положений и формулировок.

Например ключевой термин законопроекта - Интернет - определяется, как «глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанном на использовании Интернет-протокола (Internet protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP)».

Таким образом, Рунет, как и любой другой национальный сегмент сети Интернет, уже не является субъектом регулирования, так как не связывает «информационные системы и сети электросвязи различных стран». Скорее под это определение подходит система корневых DNS-серверов и трансконтинентальные линии связи, операторы и владельцы которых будут весьма удивлены попыткой «урегулировать» их деятельность российским модельным законом.

Согласно законопроекту, «Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны принимать меры, обеспечивающие беспрепятственный доступ к Интернету пользователям и использование информации, содержащейся в Интернете, в целях образования, науки и культуры». При этом не уточняется, как именно чиновникам следует обеспечивать целевое использование размещенной в Интернете информации, и если уж на то пошло, то не следует ли для начала обязать их размещать в Интернете соответствующую информацию, производимую государством?

В законопроекте также содержится весьма разумное положение, согласно которому «Нормативные правовые акты, направленные на регулирование правоотношений, связанных с использованием Интернета, подлежат обязательному предварительному обсуждению саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета, и должны учитывать мнение указанных организаций, высказанные по результатам такого обсуждения».

Однако российская система законодательной власти не предусматривает обязательной процедуры общественного или экспертного обсуждения готовящихся законопроектов. Поэтому, сколь ни приятна уху и глазу рунетчика процитированная норма, она окажется не более, чем благопожеланием, не обязывающим законотворцев абсолютно ни к чему.

По сути весь «проект модельного закона» и является сборником общих мест различных международных деклараций, российских законов и авторских благопожеланий. Общий посыл этого текста - либеральный и благожелательный по отношению к интернет-вольностям, однако совершенно беспомощный с юридической точки зрения, единственно возможной для оценки произведения в жанре «законопроект».

Для рассматриваемого текста куда больше подходит другой жанр - жанр декларации, принимаемой участниками рынка или объединениями потребителей, в данном случае - интернет-компаниями или интернет-общественностью. Такой декларацией после серьезной доработки и может стать представленный Комиссии Совета Федерации по информационной политике проект модельного закона «Об Интернете», но никак не законом, пусть даже и модельным.


Вымогатели REvil вернулись, в Ростелекоме запретили использовать публичные DNS, а с помощью лазера можно увидеть происходящее за стеной. Смотрите 32-й выпуск наших новостей.