Наиболее полная картина влияния P2P на продажи CD приведена в работе Оберхольцера и Штрумпфа “Эффект файлообмена на продажи записей и эмпирический анализ”.
Главный тезис состоит в том, что малоизвестные музыкальные группы только выигрывают, если их творчество распространяется бесплатно в интернете, будь то файлообменные сети или социальные музыкальные сервисы, такие как Last.fm и Pandora. Причем, чем менее известен музыкант, тем большую выгоду он получает от «бесплатного пиара». В принципе, это и так было очевидно, но теперь данный тезис доказан научно.
Наиболее полная картина влияния P2P на продажи CD приведена в работе Оберхольцера и Штрумпфа “Эффект файлообмена на продажи записей и эмпирический анализ” ( PDF ).
На графике показана зависимость между количеством скачиваний файлов популярного исполнителя из файлообменных сетей (красным) и соответствующее количество продаж его альбома (синим) за те же отрезки времени.
Как видим, у «альбома суперзвезды» графики двигаются почти синхронно. Количество скачиваний почти равно тиражу CD-дисков, а с 15-ой недели начинается расхождение: количество скачиваний снижается, а количество продаж альбома растет.
Картина с распространением музыки малоизвестной группы совершенно иная. Всплеск популярности музыки среди пиратов вызывает подъем продаж CD-дисков. Как и в случае со «звездой», эффект наиболее ярко проявляет себя с 15-ой недели продаж.
Как показало другое исследование, проведенное в Гарварде ( PDF ), к категории авторов и исполнителей, которые выигрывают от пиратства, относится около 75% всех музыкантов. Аналогичные выводы получены датскими коллегами, которые проанализировали размер авторских вознаграждений, выплаченных музыкантам в 2001-2005 гг. На графике видно, за это время малооплачиваемые музыканты стали зарабатывать больше, а у «звезд» гонорары сократились на 17%.
Но, поскольку у «звезд» совокупные тиражи альбомов больше, чем у всех остальных музыкантов вместе взятых, то и общие продажи компакт-дисков в мире тоже снижаются, а звукозаписывающие компании теряют прибыль. Вот по этой-то причине RIAA и прочие поднимают такой шум. На графике, опубликованном датскими исследователями, видно, что количество проданных CD-дисков в Дании резко начало снижаться в 2001 г., и этот процесс продолжается до сих пор.
Такая же картина наблюдается не только в Дании, но и в других странах, в которых файлообменные сети пользуются большой популярностью. На карте внизу показано, в каких странах живут пользователи P2P-программ (по количеству логинов). Это, в основном, Америка и страны Западной Европы.
Именно здесь, в США и Западной Европе, звукозаписывающие корпорации теряют большую часть прибыли, тогда как в «серых» странах, в число которых входят все страны СНГ, продажи музыкальных компакт-дисков и прибыли RIAA могут даже расти.
Так или иначе, но благодаря интернету музыкальная индустрия явно получила новый толчок к развитию. Появились уникальные социальные сервисы, с помощью которых слушатели могут анализировать собственные музыкальные вкусы и находить для себя новых исполнителей. Интернет и социальные сети стали площадкой, где таланты обязательно будут замечены. Лишними на этом празднике жизни являются только музыкальные лейблы, которые лихорадочно ищут выход из кризиса.
От классики до авангарда — наука во всех жанрах