Авторы сборника - российские эксперты, представляющие юридическую науку, образование, ИКТ-индустрию и юридический консалтинг, - анализируют результаты опроса правообладателей и потребителей, посвященного проблеме охраны авторских прав в «цифровую эпоху», предлагают и дают оценку возможным методам и способам ее разрешения в России.
Авторы сборника - российские эксперты, представляющие юридическую науку, образование, ИКТ-индустрию и юридический консалтинг, - анализируют результаты опроса правообладателей и потребителей , посвященного проблеме охраны авторских прав в «цифровую эпоху», предлагают и дают оценку возможным методам и способам ее разрешения в России.
В предисловии к сборнику отмечено, что доступность и простота копирования и распространения информации в электронной форме, повсеместное распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) неизбежно приводят к конфликту интересов потребителей объектов интеллектуальной собственности, выраженных в цифровой форме, и правообладателей.
Возможные пути разрешения этого конфликта очевидны для каждого, но не для общества в целом. Поэтому неудивительно, что ни в одной стране мира пока не выработана одобряемая обществом стратегия достижения баланса между интересами потребителей и производителей «цифрового товара».
Большинство попыток законотворчества в данной сфере вызывают недовольство одной из сторон регулируемых отношений. Например, американский Digital Millennium Copyright Act (DMCA) вызвал массовое недовольство потребителей чрезмерным, на их взгляд, акцентом на защите интересов правообладателей.
Разработанный в начале 2006 года проект части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации вызвал критические замечания не только потребителей, но и правообладателей, в результате чего возник резонный вопрос: чьи же тогда интересы он должен отстаивать?
Целью Проекта «Право и общество в цифровую эпоху» , в рамках которого издан сборник, как раз и является поиск баланса, справедливого компромисса между интересами общества, бизнеса и государства в области обеспечения гражданских прав и соблюдения принципа верховенства права при использовании плодов ИКТ.
«На креативных рынках в условиях жесткой конкуренции компаний тон задают потребители, а не поставщики цифровых товаров и услуг», - считает один из авторов сборника доктор философских наук, профессор Поморского государственного университета Михаил Опенков, - «Если здоровой конкуренции на рынке нет, она принимает криминальный характер - в этом суть живучести пиратства. Никакие молодецкие налеты коннопехоты и показательные порки пиратов этой проблемы не решат».
«Нельзя победить «пиратов», не борясь за потребителя и не учитывая его настроения и возможности», - соглашается исполнительный директор Гильдии по развитию аудио-видео торговли (ГРАВТ) Геннадий Климов, - «потребитель однозначно высказался за снижение цены на лицензионную мультимедийную продукцию. Таким образом, общество считает, что наиболее эффективным средством вытеснения «пиратских» копий могут быть только экономические рычаги».
По мнению руководителя МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Алексея Демидова, - «Итоги опроса и материалы сборника разрушают мифы о патологической жадности правообладателей и поголовной склонности к пиратству со стороны российских потребителей. Одно это может помочь в достижении компромисса между ними, а государству лучше понять пути совершенствования законодательства в предметной области».
Никаких овечек — только отборные научные факты