Предлагаемый к рассмотрению закон о рекламе содержит упоминание о рассылке рекламных сообщений по сетям электросвязи. Хотя слово «спам» ни разу не упоминается, но в статье 18 речь идет именно о нем.
Предлагаемый к рассмотрению закон о рекламе содержит упоминание о рассылке рекламных сообщений по сетям электросвязи. Хотя слово «спам» ни разу не упоминается, но в статье 18 речь идет именно о нем.
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи.
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
3. При справочном телефонном обслуживании (платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
В статье 33 говорится, что за соблюдением закона следит антимонопольный орган. Он «предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
За нарушение статьи 18 рекламораспространитель несет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Законопроект был принят в первом чтении 20 апреля 2005 г. За время, прошедшее после этого, в него внесено 343 поправки (список), а еще 119 отклонено ( список ). Однако, по мнению экспертов, текст закона принципиально не изменился в той части, где говорится о полномочиях антимонопольного органа в вопросах борьбы со спамом.
Как сообщил координатор проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский, к законопроекту были претензии со стороны Правового управления Госдумы, Правительства РФ, ряда комитетов Госдумы и сторонних экспертов. Но все эти замечания были проигнорированы и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сохранила свои полномочия. «Авторам законопроекта не мешало бы ознакомиться с имеющейся практикой попыток преследования спамеров с помощью ФАС, ни одна из которых не увенчалась успехом», — отметил координатор Проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский.
ФАС не имеет полномочий для проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, разославшего спам, а обратиться в уполномоченные на это органы ни ФАС, ни пострадавший не могут, так как в российском административном и уголовном законодательстве не предусмотрена ответственность за рассылку спама.
«Авторам законопроекта следовало прочесть хотя бы Кодекс РФ об административных правонарушениях, прежде чем приступать к законотворчеству. Упорные попытки в течение двух лет протащить заведомо неработоспособную законодательную норму наводят на мысль, что это делается либо из чистого популизма, либо просто «на спор», — добавил Альтовский.
Наш канал — питательная среда для вашего интеллекта