Американские специалисты будут анализировать материалы зарубежных СМИ, «в которых искажается или неверно подается политика администрации президента США Джорджа Буша». С соответствующим заявлением выступила на днях заместитель госсекретаря по публичной дипломатии Карен Хьюз. Речь идет о новых формах информационной войны, вплоть для прямого вмешательства в редакционную политику зарубежных СМИ и давления на отдельных журналистов.
Вашингтон активно занялся улучшением своего имиджа еще в марте этого года. Именно тогда внешнеполитической пропагандой и укреплением позитивного имиджа США за рубежом занялась личный советник президента США Джорджа Буша Карен Хьюз, которую назначили заместителем госсекретаря Кондолизы Райс. «В США прекрасно осознают угрозу экономическому и политическому доминированию США в мире. В Евросоюзе, Японии, Китае, исламских странах, России, Индии, Бразилии идет отторжение американской гегемонии. Все основные государства в той или иной степени готовы с ней бороться», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. По его словам, «американцы считают, что плохой, неудачный пиар должен быть заменен хорошим, эффективным пиаром».
Однако полгода работы г-жи Хьюз в новой должности так ни к чему и не привели: усиление государственного контроля за информационной политикой оказалось тщетным. Особенно это стало очевидным после урагана «Катрина» – газеты и телевидение обрушились с критикой на администрацию Буша, которая оказалась полностью беспомощной перед лицом стихии и фактически бросила своих собственных граждан на произвол судьбы. Для подавления волны насилия в затопленном Новом Орлеане пришлось перебрасывать солдат Национальной гвардии из Ирака. Хилые усилия американцев показать, как администрация Буша эффективно решает проблему, были оставлены без внимания. «Идет последовательное ухудшение освещения деятельности США по всему миру. Больше, чем американцев, «мочат», пожалуй, только лишь Россию и Иран», – сказал RBC daily эксперт «ПИР-центра» Дмитрий Евстафьев.
Поэтому теперь США решили действовать на «чужой территории». «Мы будем анализировать выступления зарубежных СМИ и немедленно реагировать на те из них, в которых искажается или неверно подается политика администрации», – заявила г-жа Хьюз. Кроме того, по ее словам, Государственный департамент будет активно снабжать все звенья администрации Буша сведениями о том, что происходит на зарубежном информационном поле. «Это стиль Кондолизы Райс – перенести на внешнюю политику методы, применяемые внутри страны. Я думаю, что речь может идти о высылке неугодных журналистов, отказах в аккредитации. В ряде стран может идти речь и об административных мерах. Например, представители Госдепа вполне могут позвонить «своему» российскому чиновнику и попросить его «надавить» на издание, журналисты которого пишут про политику Вашингтона "не то, что надо"», – говорит г-н Евстафьев.
Вместе с тем опрошенные RBC daily эксперты считают, что объявленное американцами «информационное наступление» – признак внутренней слабости США. «Это контрпродуктивно – лечить головную боль ударом в челюсть. Проблема состоит в том, что ЕС нападает на США не из-за Ирака или неэффективности политики администрации Буша. Основная причина в том, что в мире идет борьба за ресурсы и информационное оружие освоили и другие страны», – говорит Дмитрий Евстафьев. Как сказал RBC daily президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин, планируемое наступление на мировые СМИ – выражение слабости. «Американцы создали некий язык, которым они описывают мир и определяют свои цели. В свое время СССР выступал «за мир во всем мире» и боролся против «агрессивного империализма». Точно так же теперь США описывают мир терминами: «борьба за демократию во всем мире», «соблюдение прав человека», «экономические свободы». Только теперь американцев начали бить их же оружием – тыкать носом в нарушение прав человека и отсутствие демократии в самих США. На это указывают и европейские, и арабские, и китайские СМИ. Вашингтон ничего не может этому противопоставить и решил давить на сам медийный рынок», – рассказывает г-н Хазин. Тем не менее усилия американцев обречены на провал. «Они борются не с проблемами, а лишь с их следствием. США пытаются создать информационную иллюзию. Однако вместо успокоения они будут получать лишь все более и более жесткие удары», – считает г-н Собянин.
Источник: rbcdaily.ru
Живой, мертвый или в суперпозиции? Узнайте в нашем канале