Старший научный сотрудник Сектора информационного права Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук Станислав Петровский подготовил проект новой редакции Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Текст законопроекта представлен автором в Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» для экспертного обсуждения. Вниманию заинтересованных лиц предлагается полный текст законопроекта и выдержки из Пояснительной записки к нему.
Как сообщает «Информация для всех», проект был подготовлен в связи с необходимостью гармонизации положений Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» с действующим гражданским и иным законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права.
Развитие информационных технологий за прошедшие 10 лет с момента принятия Закона породило новые правовые проблемы, спрогнозировать которые при его создании было практически невозможно. Кроме того, при создании Закона новизна, сложность и неопределенность сферы общественных отношений, подлежащих его регулированию, привели к ряду неточностей и пробелов правового регулирования, в частности, к более широкому, по сравнению с действующим гражданским законодательством, толкованию права собственности.
Последнее проявляется, прежде всего в том, что Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» содержит категории права собственности на информацию, в т.ч. документированную. Данные категории не скоординированы с конституционными и международно-правовыми нормами о праве свободно искать, получать и распространять информацию. Не согласуются они и с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими, что информация не является имуществом, на которое может быть установлено право собственности. Помимо этих и других неточностей, практика применения Закона позволила выявить пробелы правового регулирования и фактически не действующие к настоящему моменту нормы.
Основными изменениями, изложенными в Проекте по сравнению с существующей редакцией Закона, являются следующие.
1. Исключена категория «право собственности на информацию» и «право собственности на документированную информацию». Согласно Проекту, собственность может быть установлена только на материальный носитель информации (бумажный, магнитный или иной) как разновидность имущества.
2. Приведено в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 160), положение о возможности применения наряду с электронно-цифровой подписью иных аналогов собственноручной подписи, в том числе распространенных на практике аналогов подписи (электронные ключи, пароли и т.д.).
3. Устанавливается, что право собственности на новый информационный ресурс, созданный лицом с использованием информации, содержащейся в не принадлежащем ему информационном ресурсе, приобретается этим лицом, если иное не предусмотрено договором.
4. Предусматривается, что информационные ресурсы, созданные или приобретенные за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, а также созданные, полученные или приобретенные органами местного самоуправления в ходе реализации ими отдельных государственных полномочий Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, поступают в собственность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации соответственно, если иное не установлено соглашением, законом или иным правовым актом.
5. Уточняется общее правило о порядке использования информации о гражданах (персональных данных). По проекту, разрешается использование персональных данных гражданина не только в случаях, установленных федеральным законом, но также с его согласия, в других случаях.
6. Для создания правовой основы перехода к электронной форме хранения персональных данных, которые накапливаются в государственных органах и организациях в рамках реализации ими своих полномочий, в проекте новой редакции вводится право государственного органа включать такие персональные данные в собственную информационную систему с сохранением обязанности соблюдать их конфиденциальность независимо от формы их представления — на бумажном носителе или в электронной форме.
7. Ограничивается ответственность информационных посредников (провайдеров) за неправомерное распространение информации их клиентами. Согласно Проекту информационные посредники должны нести ответственность только в случаях, когда они не прекратили распространение информации после получения доказательств о неправомерности таких действий.
8. Сокращается количество типов информационных ресурсов и систем, подлежащих обязательной сертификации. По Проекту, обязательной сертификации подлежат государственные информационные системы и ресурсы, информационные системы и ресурсы органов местного самоуправления, созданные или полученные ими в ходе реализации отдельных государственных полномочий, если указанные информационные системы и ресурсы содержат конфиденциальную информацию.
Кроме указанных, в Проекте также внесены и другие изменения, построенные на базе принципов технологической нейтральности, минимально достаточного регулирования и непротиворечивости актов законодательства, затрагивающих вопросы регулирования отношений по поводу информационных технологий.
Источник:webplanet.ru
Наш канал — питательная среда для вашего интеллекта