\"Англия сдалась!\"

\"Англия сдалась!\"
Невозможно серьезно относиться к анализу рисков, если проделывал его больше двух раз на одной области.

Как минимум, уже хотя бы потому, что с каждым следующим циклом все больше оценок опираются не на измерение, а на предположение. Это ведь только в первый раз вероятность ограбления магазина можно взять из криминальной статистики по региону. «Надо укрепить замок на входе через заднее кирильцо», - прозревает безопасник. Укрепили. Остаточный риск каков стал? Вероятность, конечно, уменьшилась, но на сколько – можно достоверно сказать? А там и следующий круг наступил: «У нас район маленький – давайте распространим слух, что в подсобке питон живет». Ну, а теперь каков остаточный риск, что кто-то полезет? Видели Вы где-нибудь статистику с фейковыми питонами? И вот так чем дальше, тем кофейная гуща гуще, улыбка безопасника чаще, а к людям нужно проще и на вопросы смотреть ширше.

Тем не менее, надо взять себя в руки и написать про тот подход, который в исо27тыщ недавно поменялся. Пример специально другой, чтобы по-честному.

Итак, дикость полнейшая, но до сих пор стандарт хотел, чтобы риски автовладельца оценивались от деталей. Сначала инвентаризируем, из чего состоит автомобиль. У кого слабоумие и отвага, тот декомпозировал все до винтика, и его реестр активов напоминал каталог оригинальных запчастей с партнамберами. Остальные шли крупноузловым путем и говорили, что автомобиль состоит из ходовой, освещения, отопления, рулевого управления и т.п. Плюс стандарт требовал включать в список водителя, а некоторые аудиторы - гараж.

Дальше надо было примерить к каждому элементу каждую возможную угрозу и назвать величину наступающего в этом случае ущерба (желательно в деньгах), а также шансы того, что он произойдет. В этом виделась потрясающая наукообразность. Детали-то ведь все разные, и это правильно учитывать, что подшипник передней ступицы вряд-ли снимут гайцы, но он способен треснуть, а тосол склонен вытекать или выкипать, а шильдики могут пионерить. Итого, когда на двести, скажем, элементов пяти, например, классов ценности наложить триста угроз от семи типов источников с четырьмя показателями легкости реализации, и для каждой не лишенной смысла комбинации (ибо такие несуразицы как короткое замыкание в шине надо вычеркивать) назвать ущерб и вероятность – это же ого-го! «Ну, а теперь со всей этой красотой мы попробуем взлететь».

Особая пикантность, что информационную безопасность стандарт предлагал строить от бизнеса, т.е. сверху вниз, а риски обрабатывать, считая их снизу вверх. Кажется, я не видел случаев, чтобы эти вектора счастливо сошлись в одной точке, но на каждую мою критику исо27тыщ приходит кто-нибудь, у кого якобы сошлись.

Не прошло и девяти лет (а если считать BS7799-2, то двенадцати), как народу позволили брать риски в прямом и переносном смысле сверху. Как мы собственно и привыкли. Т.е. рассматривать автомобиль как возможность доехать, внешний вид, комфорт салона и пр. Так что анализы рисков по критерию «на скорость влияет / на скорость не влияет» или по принципу «на поломки я забиваю вообще, т.к. на такси, эвакуатор и сервис у меня всегда есть» аудиторы теперь официально обязаны хавать.

Победа разума? Вряд-ли. Потому что одновременно сделаны необязательными «контроли» из Аннекс А (т.е. 27002, он же 17799, он же 7799-1), и контрмеры можно теперь брать откуда угодно – скажем, из Базеля. Складывая это с либерализацией в оценке рисков, резонно заключить, что ИСО теряет рынок и хочет найти клиентов среди придерживающихся прежде бывших несовместимыми методик.
исо27тыщ ИБ аудит учебники регуляция риски
Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!

Хромов Михаил

proprie communia dicere