О чем нельзя сообщать иностранным агентам!

О чем нельзя сообщать иностранным агентам!

 

      Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28.09.2021 № 379                 "Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (Зарегистрирован 30.09.2021 № 65202) вызвал бурное оживление в интернет, но на мой взгляд - совершенно не заслуженное.

name='more'>

  Проект приказа обсуждался в июле https://regulation.gov.ru/projects#npa=118168

  Собственно, уже тогда был дан ответ от ФСБ России на предмет регулирования этого приказа.

«не накладываются ограничения на СМИ, общественных активистов и рядовых граждан по получению и опубликованию любой информации из предлагаемого Перечня, если это обусловлено профессиональной деятельностью, продиктовано выражением гражданской позиции, чувством долга и т.п. При этом лицо, получившее в любой форме от зарубежных структур и их сотрудников указание по сбору подобных сведений, обязано маркировать свою деятельность в форме постановки на учет в Минюст России в качестве физического лица-иноагента. Умышленное сокрытие (в форме неподачи заявления в Минюст России) иностранного заказчика, но не сам факт сбора указанной информации, является наказуемым деянием. Таким образом, Перечень никоим образом не нарушает права на свободу слова и выражение гражданской позиции

   Очень сильный ажиотаж вызвал пункт приказа:

«Сведения о составе и организации работы государственных информационных систем, виде, количестве и наименованиях модулей, местах расположения хранилищ данных и каналов связи, исходных текстах и дистрибутивах программного обеспечения, применяемого в работе государственных информационных систем, технической документации (техническом задании, моделях угроз и нарушителя) на создание государственных информационных систем и систем безопасности, в том числе для систем, обрабатывающих служебную информацию ограниченного распространения, действующих паролях, кодах систем доступа к служебной информации ограниченного распространения, настройках средств защиты информации

  Особенно у госорганизаций в части проведения конкурсных процедур при создании ГИС

Ответ ФСБ России:

«Определение вопросов, связанных с допуском, порядком обращения, проведением закупочных процедур и публикации сведений, указанных в Перечне, не относится к компетенции ФСБ России и не является предметом правового регулирования Перечня

Дополнение Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188, считаем необоснованным и нецелесообразным.»

   Смотрим  что опубликовано в комплексе.

  Приказ принят для реализации части 1 статьи 2.1 Федерального закона ‎от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных ‎к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» и никакой другой области применения не имеет.

  Физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Итог:

1. Сбор сведений должен быть целенаправленным.

2. Должно быть доказано воздействие иностранцев на понуждение к целевому сбору.

Все.

  Никакого требования «засекретить» эти сведения, никакого упоминания про разглашения сведений!

Наказание – физлицо признают «лицом, выполняющим функции иностранного агента». Все.

  Да, могут привлечь к уголовной ответственности по ст. УК РФ Статья 275. «Государственная измена» или Статья 276. «Шпионаж», в которых есть состав « передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации» и формально сведения из Перечня под это подпадают.

  Но статья шпионаж не применяется к гражданам РФ! И опять же - целенаправленный сбор (по заданию).

  А статья «Госизмена» содержит настолько широкую формулировку «оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации», что публикация приказа ФСБ перечнем Сведений никак обстановку с применением данной статьи не меняет.

    Никаких новых требований по обеспечению конфиденциальности сведений из Перечня, запретов на публичное обсуждение (доклады, обучение, блоги и т.д.), размещение закупочной документации на сайтах в соответствии с законодательством страны и т.д. -  не появилось. 

   Ключевое здесь – не появилось НОВОГО в требованиях! Все существующие законы надо выполнять и доступ к информации ограничивать в случаях установленных законодательством или владельцем информации.

  Могут ли быть Эксцессы на местах? Могут.

  Вот пример из жизни, но он кого то заставил боятся перечня сведений, подлежащих экспортному контролю от ФСТЭК?

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Кировского районного суда г.Екатеринбурга АбашевД.Т.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Белкина Д.Ю., представителя Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу Абашева С.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белкина Д.Ю., <...>

установил:

Как указано в протоколе об административном правонарушении, вынесенном *** консультантом отдела Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу, *** Белкин Д.Ю. допустил размещение диссертации в сети «Интернет» на официальном сайте «Российского химико-технологического университета им Д.И. Менделеева» www.muctr.ru, содержащей информацию, в отношении которой установлен экспортный контроль, и подпадающей под действие Списка ядерных материалов оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202, без специального разрешения (лицензии) ФСТЭК России, чем нарушил положения ст. 30 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Белкин Д.Ю. вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что его действия не образуют состав административного правонарушения.

Представитель Управления ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу поддержал изложенное в протоколе об административном правонарушении и просил привлечь Белкина Д.Ю. к ответственности.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

*** на сайте «РХТУ» www.muctr.ru размещена диссертация, автором которой является Белкин Д.Ю. Целью написания диссертации являлась разработка технологии очистки тяжеловодного теплоносителя ЛФ-2 от протия и трития методом ректификации воды под вакуумом. Данная работа выполнялась применительно к задачам, актуальным для Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк».

По результатам рассмотрения экспортным советом ФГУП «Производственное объединение «Маяк» диссертации с целью установления ее принадлежности к контролируемым Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» товарам и технологиям, установлено, что техническая информация, размещенная в диссертации, подпадает под действие Списка ядерных материалов оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202. 

Белкин Д.Ю. в своих объяснениях пояснил, что диссертация, автором которой он является, размещена на сайте «РХТУ» ***. На момент размещения диссертации он не был осведомлен о том, что публикуемая информация подпадает под действие Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Идентификационной экспертизой ...установлено, что диссертация содержит информацию, которая подлежит экспортному контролю и отвечает требованиям Списка ядерных материалов оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202, в связи с чем, для публикации указанной диссертации требуются разрешительные документы ФСТЭК России.

Вместе с тем, нормы ст. 30 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» признают нарушением осуществление именно внешнеэкономических операций с результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений.

Согласно ст. 1 названного Закона внешнеэкономической деятельностью признается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Однако доказательств того, что Белкиным Д.Ю. при размещении на сайте российского юридического лица в домене «ru» осуществлена внешэкономическая операция, в результате которой подлежащая экспортному контролю информация передана иностранному лицу, не представлено. 

Имеющийся в материалах дела в электронном виде перечень сетевых адресов, с которых осуществлен вход на сайт www.muctr.ru для ознакомления с диссертацией, не может являться доказательством осуществления Белкиным Д.Ю. внешэкономической деятельности, поскольку не содержит указаний о посещении сайта с диссертацией иностранными лицами.

При таких обстоятельствах суд, толкуя все неустранимые сомнения в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу, приходит к выводу, что нарушение Белкиным Д.Ю. ст. 30 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», являющееся условием привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является недоказанным.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

С учётом изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья 

постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Белкина Д.Ю. в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Д.Т. Абашев


Раздел "Правоприменительная практика по ст.274.1 УК РФ  "Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации"  на главной страницы блога -  https://valerykomarov.blogspot.com/p/2741.html

* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.

** Все новости блога на публичном Telegram-канале   t.me/ruporsecurite

***  YouTube - канал блога

**** Яндекс.Дзен  https://zen.yandex.ru/id/5c7b7864fa818600ae3856a1

***** Публичный ТамТам-канал  https://tt.me/blog_ruporsecurite

  


Alt text

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!

Валерий Комаров

Блог о нюансах и особенностях законодательства в области информационной безопасности