Игры в области информационной безопасности

Игры в области информационной безопасности


  Начнем 2020 на игривой нотке.
  В начале была игра, наша игра. ("Наша игра – первое интеллектуальное шоу по информационной безопасности на BIS TV"). Совершенно неожиданно получил приглашение принять участие в полуфинале в составе команды "Сделано в России".

    И жизнь пошла по наклонной. До конца года удалось собрать целую коллекцию настольных игр от разных производителей, которые я стал использовать для улучшения рабочих процессов по ИБ. В этой заметке рассмотрим область и особенности применения каждой игры для целей ИБ.
name='more'>
    1. Игры от Лаборатории Касперского.
     1.1. Бизнес-игра «Kaspersky Interactive Protection Simulation». Позиционируется как настольная, но игровое поле и карточки используются формально, как реквизит присутствуют. Вся игра идет через планшеты, выдаваемых командам организатором.




"+" большое количество игроков и команд (до 80 человек). Низкий порог входа. Динамичность. Образовательная.
"-"  жестко заданный сценарий игры. Требование к наличию технических средств. Нет взаимодействия между командами.
    Игра хороша для проведения корпоративных мероприятий. На регулярной основе подойдет крупным организациям. Из-за привязки к сценарию, реализованного на внешнем сервере, игра фактически одноразовая. Игроки каждый раз должны быть разные, иначе им будет не интересно. Необходим Wi-Fi и доступ в интернет. Опыт проведения нескольких игр показал, что команды от подразделений ИБ проигрывают. А самые азартные игроки из обеспечивающих подразделений (АХО).
       1.2.  "СвинтуС". Очень забавная карточная игра.

   



    Игра похожа на "УНО". Порог вхождения средний, необходимо освоиться с многообразием оригинальных карт. Но очень азартна.
"+" знакомит игроков с терминологией ИБ на подсознательном уровне. Юмор.
"-" количество игроков ограничено.
    Область применения: развитие горизонтальных связей в подразделениях ИБ. Сплоченность команды.
     1.3. "Покер-клуб". Скорее относится к сувенирной продукции производителя, но полностью функциональный набор для организации игры в покер.

"+" качественно сделан.
"-"не про ИБ.
      Область применения: развитие горизонтальных и вертикальных связей в подразделениях ИБ. Сплоченность команды.

2. Игры от Солар-Ростелеком.
 2.1. Игра 2018 года (№1). Аналогична "крокодилу"

"+" юмор. Порог входа отсутствует. Динамичность и азарт.
"-"  количество игроков ограничено.
    Область применения: развитие горизонтальных связей в подразделениях ИБ. Сплоченность команды.
   2.2. Игра 2019 года (№2). Аналогична "монополии".




"+" юмор. Порог входа отсутствует.
"-"  количество игроков ограничено. Не про ИБ. Большая длительность игры.
    Область применения: развитие горизонтальных связей в подразделениях ИБ. Сплоченность команды.

3. Игра от Positive Technologies




"+" для технарей от ИБ.
"-"  количество игроков ограничено. Повышенный порог входа.
    Область применения: развитие горизонтальных связей в подразделениях ИБ. Сплоченность команды.

    4. Разное
    4.1. "Конверсейшн"
"+" Порог входа отсутствует.
"-"  количество игроков ограничено. Не про ИБ.
    Область применения: развитие горизонтальных связей в подразделениях ИБ. Сплоченность команды.
    4.2.  "Стартап-конструктор"
"+" формирование бизнес-культуры. Порог входа отсутствует.
"-"  количество игроков ограничено. Не про ИБ.
    Область применения: развитие горизонтальных и вертикальных связей в подразделениях ИБ. Сплоченность команды.

   Итоги: на отечественном рынке практически отсутствуют обучающие настольные игры по ИБ в коробочной версии. Единственное готовое предложение  - KIPS, можно отнести к настольным карточным играм  с натяжкой. Но альтернативы ей не просматривается. Все остальные игры сделаны по мотивам ИБ, но не для обучения ИБ. Надеюсь, что предложения по обучению персонала основам ИБ в игровом формате появятся в наступившем году.
   Рекомендации по использованию игр
   Выделяйте целевые аудитории и четко обозначайте цели проведения игры, большую роль для эффективности играют обеспечивающие мероприятия (подбор ведущего, выбор помещения, создание обстановки и т.д.).
   Советы по применению игр
   1. Для школьной аудитории или не технических подразделений используйте №1.2. и №4.2.
   2. Для подразделений СОИБ (технарей ИБ) используйте игру № 2.1.  и №4.2. Игра позволяет разговорить людей, учит сжато формулировать свои мысли в стрессовой ситуации и доходчиво объяснить суть проблемы коллегам в устной форме.
    3. Для руководителей разного уровня, работников пресс-службы используйте игры №1.3, №2.2 и № 3. Эти игры учат принимать решения с просчетом на несколько ходов вперед, сокрытию своих эмоций в стрессовой ситуации. Умение договариваться.

* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.

** Все новости блога на публичном Telegram-канале   t.me/ruporsecurite

***  YouTube - канал блога
Alt text

Подписывайтесь на каналы "SecurityLab" в TelegramTelegram и TwitterTwitter, чтобы первыми узнавать о новостях и эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Валерий Комаров

Блог о нюансах и особенностях законодательства в области информационной безопасности