2 Декабря, 2018

Фуникулеры это КИИ? Надо бы разобраться.

Валерий Комаров

     Сообщение в СМИ о совершенной кибератаке на компьютеры управления канатной дороги в Москве создало интригу, а не п.1 Ст.274.1 УК РФ это? Может это и будет первый прецедент уголовного преследования за вредоносное воздействие на объект КИИ? И компьютерная атака есть, и ущерб нанесен, и даже заявление от пострадавшего есть.Нет только ясности с отнесением систем управления канатными дорогами к объектами КИИ. Попробуем разобраться. К тому же отличный повод обкатать методики самоидентификации объектов КИИ от регуляторов.
name='more'>
      ФСТЭК рекомендует смотреть лицензии, ОКВЭД и прочие уставные документы.
1. У владельца канатной дороги, среди нескольких десятков видов деятельности, заявлен  и ОКВЭД 49.31.25 "Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы"

H - Раздел "Транспортировка и хранение".

49 - Класс "Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта".

49.3 - Подкласс "Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта".

49.31 - Группа "Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров".

49.31.2 - Подгруппа "Деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам".

    То есть, по ОКВЭД организация явно работает в сфере транспорта.

2. Приказ Росстата от 23.05.2016 N 244 (ред. от 03.07.2017)
"Об утверждении собирательных классификационных группировок "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2016 N 42540)
Услуги по пассажирским перевозкам фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками

      Здесь уже не так однозначно описано: указаны пассажирские перевозки, но не указано что это транспорт.
3. Смотрим лицензии: Лицензий никаких у организации нет.
4. Есть явное понимание, что присутствует автоматизированная система управления оборудованием, осуществляющим перевозку пассажиров. Осталось понять, а является ли фуникулер транспортным средством?
4.1 Основной регулятор в транспортной сфере - Минтранс и Рострнаснадзор. Если фуникулеры транспортные средства, то на них должны распространятся их требования. Проверяем области действия транспортных регуляторов:
Постановление Правительства РФ от 11.06.2004 N 274 (ред. от 16.08.2018)
"Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации"
Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 184 (ред. от 28.07.2018) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

     Вроде бы все отлично - городской+наземный+электрический=все признаки канатной дороги на лицо.
     Есть ли правила от регуляторов для канатных дорог? Есть, только от других, а не транспортных.
Приказ Ростехнадзора от 06.02.2014 N 42 (ред. от 28.04.2016)
"Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2014 N 32252).
    4.2. Может нам закон о транспортной безопасности поможет определится? Если он на фуникулеры распространяется, то явно это транспорт.
Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О транспортной безопасности"
ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;
      Букв много, но придется еще потерпеть.

      И отправляет нас 16-ФЗ к Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и ждет нас сюрприз: Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Наземные электрический транспорт - это исключительно трамваи и троллейбусы.
     Зато есть Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2017)
 Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
III класс опасности - для подвесных канатных дорог - опасные производственные объекты средней опасности

    Получается, что с точки зрения действующего федерального законодательства, канатные дороги и фуникулеры рассматриваются как стационарно установленные пассажироподъемные механизмы, но не как транспортные средства.
    ИТОГ: АСУ фуникулера - это АСУ подьемного механизма опасного производственного объекта, функционирующего в сфере спорта и развлечений. АСУ есть, перевозка пассажиров есть, а сферы транспорта нет.
     Но это пока.
Федеральный закон от 29.12.2017 N 442-ФЗ
"О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Начало действия документа - 30.12.2018.

13) подвесная канатная дорога транспортная - вид внеуличного транспорта, подвижной состав которого перемещается по несущему канату, тяговым канатам или посредством несуще-тягового каната, которые поддерживаются опорами;
Статья 4. Виды внеуличного транспорта
К видам внеуличного транспорта относятся:

1) метрополитен;

2) монорельсовый транспорт;

3) подвесная канатная дорога транспортная (далее - канатная дорога);


4) фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная) (далее - фуникулер)

     И регуляторы транспортные подтянулись:
 Проект Постановления Правительства РФ
"Об определении объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, являющихся объектами транспортной инфраструктуры" (по состоянию на 22.08.2018)

Важное: При этом в отношении подвесных канатных дорог и фуникулеров транспортных, применение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности представляется избыточным в виду низкой социальной значимости указанных объектов, незначительного пассажирооборота и малым удельным весом в транспортном комплексе Российской Федерации.

     То есть, 16-ФЗ  "О транспортной безопасности" на канатные дороги и фуникулеры распространяться не будет. А вот для 187-ФЗ таких исключений не прописано.
      И через 30 дней АСУ фуникулера становится объектом КИИ! 
      Посмотрим что ждет новоявленного субъекта КИИ (московская канатная дорога), исходные данные с пресс-релизов на официальном сайте.

1. Пропускная способность 1600 человек/час

Прекращение или нарушение функционирования объектов транспортной инфраструктуры, оцениваемые:

б) по количеству людей, для которых могут быть недоступны транспортные услуги (тыс. человек)

более или равно 50, но менее 1000

более или равно 1000, но менее 5000

более или равно 5000

2. 280(35*8 человек) +40 (открытые места) +8VIP=328 мест.

Причинение ущерба жизни и здоровью людей (человек)
более или равно 1, но менее или равно 50
более 50, но менее или равно 500
более 500

АСУ канатной дороги попадает по двум показателям попадает под 2 категорию значимости

   Думаю, что произошедшая хакерская атака не позволит уйти владельцам канатных дорог от выполнения 187-ФЗ по малозначительности (по аналогии с транспортной безопасностью). И это правильно .




* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.


** Все новости блога на публичном Telegram-канале   t.me/ruporsecurite