11 Июля, 2018

Как поживаете, ОРИ ?

Валерий Комаров

      Вступление в силу с 01.07.2018 Постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 728 «Об утверждении Правил хранения организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текстовых сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вызвало интерес к анализу правоприменительной практики с участием «организаторов распространения информации в сети Интернет» (далее - ОРИ),  стало интересно – а что изменилось в жизни ОРИ с момента фиксации новой сущности в 149-ФЗ?
name='more'>
     В мае 2014 года через 97-ФЗ в 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была введена ст.10.1 «Обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет».
     "Организатор распространения информации в сети «Интернет» - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет»."
     В КоАП предусмотрена ст. Статья 13.31 «Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети Интернет.».
    Штрафы очень большие:
1. Неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет", -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию о таких пользователях -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2.1. Неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
3. Неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
     Согласно части 2 статьи 23.44 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 13.31 КоАП РФ от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;
2) старшие государственные инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
     В соответствии с пунктом 11.3 Положения об Управлении Роскомнадзора по ЦФО руководитель управления и его заместители по должности являются старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    По ч.1. ст.13.31 КоАП уже есть обширная судебная практика. РКН стандартно выписывает штраф в 100 000 рублей на юрлицо.

     Решение от 9 февраля 2016 г. по делу № А40-244173/2015: Из материалов дела следует, что в Роскомнадзор из Центра информационной безопасности ФСБ РФ поступило письмо от 24.09.2015 № 147/ОУ/2-7330 с просьбой направить требование организатору распространения информации о направлении уведомления о начале осуществления указанной деятельности – ООО «ПензаИпформ». 23 ноября 2015г. старшим государственным инспектором РКН по ЦФО вынесено Постановление № 01-1-42-08-15-1045 о назначении административного наказания на основании ч. 1 ст. 13.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
     Решение от 6 мая 2016 г. по делу № А49-2642/2016: Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании поступившего в административный орган из Роскомнадзора сообщения от 08.10.2015 № 09-90040, в отношении общества 10.11.2015 уполномоченным лицом административного органа был составлен протокол № 01-1-41-15-2759 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ.
     Как видно из материалов дела, согласно представленной в Роскомнадзор из ФСБ информации (письмо от 24.09.2015 исх. № 147/ОУ/2-7329) общество с ограниченной ответственностью «ЕИС» является организатором распространения информации посредством сайта/информационного ресурса в сети «Интернет» с доменным именем bazarpnz.ru, который используется для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». 23.11.2015 заместитель руководителя административного органа вынес постановление по делу об административном правонарушении № 01-1-42-08-15-1046, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000 руб. Штраф успешно оспорен в арбитражном суде.
     Решение от 20 февраля 2016 г. по делу № А45-27089/2015: Как следует из материалов дела, 05.10.2015 в РКН из ФСБ поступило письмо № 147/ОУ/2-7620 с просьбой направить требование организатору распространения информации (ООО «НГС») о направлении уведомления о начале осуществления указанной деятельности. 23.11.2015 постановлением управления ООО «НГС» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.31 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
    Постановление от 21 ноября 2017 г. по делу № А40-129757/2017: «Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в УРКН по ЦФО от ФСБ поступило письмо с просьбой направить ООО «Городские медиа» требование как организатору распространения информации в сети Интернет о начале осуществления деятельности в сети Интернет.
11.05.2017г. в ООО «Городские медиа» было направлено требование УРКН по ЦФО о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности в сети Интернет в качестве организатора распространения информации посредством сайта orl.ec через своих учредителей В.А. Зырянова и Р.В. Молодцова. Так как в установленный срок ООО «Городские медиа» уведомление в УРКН не предоставило, административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2017 №АП-77/07/2411 по ч. 1 ст.13.31 КоАП РФ. 22.06.2017 УРКН по ЦФО вынесено постановление № ПО-77/07/440 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Городские медиа» привлечено к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.31 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Суды так трактуют определение ОРИ: «Сайты/информационные ресурсы http://ngs55.ru, http://ngs24.ru, http://ngs22.ru, http://ngs42.ru, http://ngs70.ru, http://ngs38.ru в сети «Интернет» представляют собой информационные порталы для жителей субъектов Российской Федерации, на которых пользователи могут общаться друг с другом, то есть передавать электронные сообщения в сети «Интернет». 
На указанных сайтах для пользователей сети «Интернет» реализована возможность обмениваться электронными сообщениями, что свидетельствует о наличии у администрации этих признака организатора распространения информации.»

По официальным отчетам РКН:
    2017 год
    Наконец 3 квартала 2017 года в реестре организаторов распространения информации содержится информация о 96 организаторах распространения информации в сети «Интернет», в том числе подавших уведомление в инициативном порядке.
     На основании постановления по делу об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 15.4 Федерального закона № 149-ФЗ, осуществляется ограничение доступа к 5 ресурсам организаторов распространения информации (dudu.com, zello.com и IP компании Zello Inc., LINE Co., Keever P, BlackBerry), ресурс newspaper.pro56.ru в настоящий момент не доступен (блокируется провайдером хостинга).
     За отчетный период в реестр ОРИ внесены сведения об 11 организаторах распространения информации, в том числе подавших уведомление в инициативном порядке, - Прохоров А.С. (ООО «Городские медиа»), Мазов А.С. (ООО «Орловские новости»), ООО «Фидбэк», Snap Inc., ООО «Орловская среда», ООО «МК», ООО «Ругион Медиа», ООО «Редвикс Медиа», ООО «Диалог», ООО «Мега групп», ООО «Инфинити».
   20.09.2017 состоялась встреча с представителями компании LINE Corporation с целью разъяснения вопросов соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность организаторов распространения информации в сети «Интернет». По результатам встречи в компанию LINE Corporation повторно направлено требование Роскомнадзора о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности. Японская сторона выразила стремление к взаимодействию с Роскомнадзором.
     2018 год
     В рамках ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Роскомнадзор поступило 107 обращений органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность и обеспечение безопасности Российской Федерации, о направлении требований организаторам распространения информации в сети «Интернет» о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
     На конец 1 квартала 2018 года в реестре организаторов распространения информации содержится информация о 139 организаторах распространения информации в сети «Интернет», в том числе подавших уведомление в инициативном порядке.

      Итог: Отечественные юрлица штрафуются на 100 000 рублей. К ответственности привлекают за «новостные агрегаторы» с возможностью комментариев, электронные доски объявлений. Доступ к иностранным сайтам блокируется на территории РФ, так как штрафовать невозможно. По физическим лицам не нашел статистики применения, но в реестре ОРИ они есть.
      При сложившейся трактовке определения ОРИ, 139 учтенных в реестре ОРИ за 4 года действия закона, большинство из которых принудительно по заявлениям ФСБ – это показатель «точечного» применения норм 149-ФЗ в "ручном" режиме. И это только результаты по одному составу правонарушения п.1. ст.13.37 КоАП РФ. Очень интересно, а будет ли рост привлечения к административной ответственности ОРИ по другим частям этой статьи, после вступления в силу «пакета Яровой»?

   Важный нюанс:
   П. 5 Ст. 10.1. 149-ФЗ предусмотрено:
«Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи».

* Все новости блога на публичном Telegram-канале   t.me/ruporsecurite