Закон о банкротстве физических лиц, как риск при покупке квартиры

Закон о банкротстве физических лиц, как риск при покупке квартиры

bankrotКупить квартиру мечта, желание… Кому как. Но большинство граждан нашей страны хотят улучшить жилищные условия.

И, почти каждый за свою жизнь совершает хотя бы одну сделку с недвижимостью.

Собственно поэтому я решил поделиться с вами важной, на мой взгляд, информацией, про которую СМИ, почему-то молчат.

После принятия в прошлом году поправок в закон о банкротстве, который в народе прозвали Закон о банкротстве физических лиц, сделки с недвижимостью на вторичном рынке жилья стали еще более опасными.

В чем же дело?

Раньше в России могли провести процедуру банкротства, только юридические лица и ИП. Граждане к этому делу отношения не имели. С октября 2015 года, когда поправки к закону о банкротстве вступили в силу, большинство норм и подходов к банкротству юридических лиц законодатель перенес на физических лиц.

Недоработок в законе и процедурах много, и касаются они в основном самих должников и кредиторов. Но есть один нюанс, который может ударить по любому покупателю недвижимости.

Суть в следующем. В ходе процедуры и финансовым управляющим (который ведет дело о банкротстве) и кредиторами анализируется все сделки гражданина-должника за 3 года до признания его банкротом. Цель понятна найти имущество, которым владел должник, и обратить на него взыскание. И это совершенно логично. Когда должник понимает, что с долгами ему никогда не расплатиться, он ищет способы переоформить имущество на родственников, либо возможности продать все, что есть и как можно быстрее.

Представим себе ситуацию, есть гражданин, у которого куча долгов. Он понимает, что в перспективе ближайших 3 лет кредиторы подадут на него иск в Арбитражный суд о признании гражданина банкротом. Долгов много, но вот в собственности у него есть 2 квартиры. По закону о банкротстве забрать единственное жилье у него не могут. Поэтому он быстро и с большой скидкой продает одну из квартир или, например, дарит ее сыну/брату/свату. В течение 2,5 лет все идет хорошо, но вот наступает час расплаты — против него подают иск. Суд признает его банкротом. Кредиторы и финансовый управляющий работают и выясняют, что должник 2,5 года назад владел еще одной квартирой. Проходит разбирательство и суд признает сделку купли-продажи (или дарения) недействительной, т.к. такой сделкой был причинен вред имущественным правам кредиторов. И вот теперь квартира попадает в конкурсную массу и реализуется с торгов. Сын/брат/сват и покупатель, которому понравилась скидка, скорее всего не получат ничего.

Добавим в эту историю еще одного человека, вернее обычную семью, которая купила квартиру в течение этих 2,5 лет у сыны/брата/свата нашего должника или того, кто купил эту квартиру со скидкой раньше. Для [добросовестного покупателяk сделка будет казаться чистой, и 19 из 20 агентов по недвижимости будут рекомендовать купить объект, не подозревая, что там будет длительное и дорогое разбирательство, результатом которого станет изъятие квартиры.

Да, в недвижимости всегда были и есть нюансы, однако особенностью этого нюанса является практическая невозможность проверить, есть ли у продавца или того, кто владел квартирой до него, долги и попадет ли он под банкротство. Да, можно запросить выписку из НБКИ, но там может ничего не быть, а человек де-факто банкрот, т.к. набрал долгов по распискам.

Рынок недвижимость в России непрозрачный, на нем проходит много серых сделок. И невольными участниками разбирательств могут стать очень многие из читающих этот текст.

А что делать?

Самое простое — отказаться от сделок, которые потенциально опасны:

Покупка жилья, которое в собственности менее 3-х лет
Покупка жилья, где ранее было дарение родственнику
Покупка жилья по заниженной цене или если за 3 года до этого жилье продавалось по заниженной цене

Либо хотя бы требовать у продавца предоставить выписку из НБКИ (легко делается в Юниаструм банке за 1000 рублей).

Собственно, сделки, которые попадают в одну из категорий добрая половина всех сделок, которые происходят на рынке.

Проблема пока не освещается в СМИ, так что все расслаблены.

Другие записи

  • 5 предпосылок неизбежной кибервойны. Часть 1
  • Перенос сроков вступления в силу статьи 9 закона о НПС
  • Сноуден, Совет Федерации и очередной убийца конфиденциальности — Google Glass
  • Директива 20 США (Presidential Policy Directive 20) по кибероперациям. Подробности
  • Стипендии для студентов, ведущих работы в области ИБ
  • Круглый стол по войне в киберпространстве или чем отличается «международная ИБ» от «российской ИБ»


Alt text

Ваш провайдер знает о вас больше, чем ваша девушка?

Присоединяйтесь и узнайте, как это остановить!

Евгений Царев

Персональные данные, Информационная безопасность и ИТ-инновации