Что делать если с вашего банковского счета неожиданно списали деньги? или рекомендации по действиям в случае мошенничества в ДБО от АРБ и НПС

Что делать если с вашего банковского счета неожиданно списали деньги? или рекомендации по действиям в случае мошенничества в ДБО от АРБ и НПС
[IMG ID=839]Несколько недель назад Ассоциация российских банков и Национальный платежный совет направили г-ну Игнатьеву (главе Банка России) письмо. Суть письма сводится к просьбе направить в адрес банков совметное письмо о применении кредитными организациями и операторами платежных систем «Методических рекомендаций о необходимых действиях в связи с совершением хищения денежных средств в системах дистанционного банковского обслуживания, использующих электронные устройства клиента» . Документ должен быть подписан руководством Банка России, АРБ, НП «НПС», а также согласован БСТМ, ФСБ и ФСТЭК.
Редкий случай, но этот документ касается практически каждого.
Итак,
Методические рекомендации содержат порядок действий в случае выявления хищения денежных средств в системах дистанционного банковского обслуживания (Интернет-банк, Мобильный банк и т.п.). Причем порядок расписан для каждого субъекта:
  • Клиент, со счета которого неправомерно списаны денежные средства (физическое или юридическое лицо)
  • Клиент, на счет которого неправомерно зачислены денежные средства (физическое или юридическое лицо)
  • Банк плательщика
  • Банк получателя
  • Интернет провайдер
  • Правоохранительные органы
Наиболее интересны разделы, содержащие порядок действий клиентов, ведь это касается 99,9% читающих эту статью. На них и остановимся.
Что делать если со счета несанкционированно списали деньги?
Юридическое лицо:
1) Выключить компьютер (ноутбук, планшетный компьютер и т.п.) “жестким выключением” и вынуть аккумулятор
2) Отменить платеж с использованием другого компьютера, если есть такая возможность
3) Если возможности нет – звонить в банк
4) Произвести фотосъёмку рабочего места и его расположения в помещении. Обеспечить целостность компьютера вплоть до помещения его в “непрозрачный пакет (мешок) и опечатки горловины” :D
5) Обратиться в банк плательщика с письменным заявлением об отзыве платежа, возврате средств и блокировании доступа к системе ДБО (пример заявления есть в приложении). Копия заявления по факсу или электронной почте. Оригинал в течение 1 дня!!!
6) Сообщить во все банки, с которыми работаем, что у нас украли деньги и запросить внеплановую замену ключей
7) Обратиться в банк получателя с письменным заявлением в течение 1 дня (пример заявления есть в приложении). Тут не уточняется с оригиналом или достаточно по электронной почте/факсу, ведь банк получателя может быть в другом регионе плюс разница во времени
 8 ) Предпринять меры для обеспечения сохранности и неизменности записей с систем видео-наблюдения, систем контроля доступа, межсетевых экранов и т.п.
9) В течение 1 дня обратиться с письменным заявлением к своему Интернет-провайдеру за логами соединений с компьютера клиента за 3 месяца (пример заявления есть в приложении)
10) Запротоколировать все значимые действия и события, предшествовавшие факту хищения
11) В течение 1 дня обратиться с заявлением в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела (пример заявления есть в приложении)
12) Оперативно обратиться в суд с исковым заявлением в отношении получателя денежных средств
13) Копии вышеуказанных документов направить в свой банк с приложением Справки по факту инцидента информационной безопасности в системе ДБО
Серьезный перечень, да и сроки для большинства компаний очень сжатые.
А что делать простому обывателю, если у него украли деньги?
Практически тоже самое.
Физическое лицо:
1) Выключить компьютер (ноутбук, планшетный компьютер и т.п.) жестким выключением и вынуть аккумулятор
2) Отменить платеж с использованием другого компьютера, если есть такая возможность
3) Если возможности нет – звонить в банк
4) Произвести фотосъёмку рабочего места и его расположения в помещении. Обеспечить целостность компьютера вплоть до помещения его в “непрозрачный пакет (мешок) и опечатки горловины” :D
5) Обратиться в свой банк с письменным заявлением об отзыве платежа, возврате средств и блокировании доступа к системе ДБО (пример заявления есть в приложении). Копия заявления по факсу или электронной почте. Оригинал в течение 1 дня!!!
6) Сообщить во все банки, с которыми есть договорные отношения, и где есть ДБО, что у тебя украли деньги и запросить внеплановую замену ключей
7) В течение 1 дня!!! обратиться с письменным заявлением к своему Интернет-провайдеру за логами соединений с компьютера за 3 месяца (пример заявления есть в приложении)
 8 ) Подготовить объяснение обо всех значимых действиях и событиях, предшествовавших факту хищения
9) В течение 1 дня обратиться с заявлением в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела (пример заявления есть в приложении)
10) Оперативно обратиться в суд с исковым заявлением в отношении получателя денежных средств.
11) Направить в свой банк копии запрашиваемых документов с приложением Справки по факту инцидента информационной безопасности в системе ДБО
Итого 13 шагов для юридических и 11 шагов для физических лиц. Очевидно, что успеть в течение 1 дня оббежать все инстанции, подготовить пачку заявлений, сделать массу звонков – очень и очень оптимистичный расклад. Сделать это на практике сможет далеко не каждый.
Интересное по документу:
  • В перечне действий банка плательщика, прямо указывается на необходимость в общении с банком получателем ссылаться на 115-ФЗ (легализация и отмывание) в качестве основания остановить платеж
  • Очень интересный перечень действий для банка получателя. В частности если с получателем платежа не удается связаться по телефону или почте, осуществляется «выезд по месту его жительства и/или работы». Получается, что СБ вашего банка приходит к вам на работу и начинает задавать вопросы о платеже, по которому пришла жалоба. Если вы говорите, что платеж не ваш – осуществляется возврат денег и закрывается счет. Если вы настаиваете, что платеж ваш, вас просят проследовать в офис банка, где вас уже будет ждать полиция :D
Итого
В целом рекомендации очень качественные. Все необходимые шаблоны документов есть. Для клиентов процедура трудновыполнима. С одной стороны позиция регулятора понятна, от действий клиента многое зависит, с другой многие шаги проще сделать совместно с банком, например в части подготовки и отправки заявлений.
Не забываем, что это проект. Каким будет финальный документ, покажет время. При этом сам факт, что появились рекомендации по обработке инцидентов в ДБО в рамках НПС, вселяет оптимизм.
Изображение:
379-П 584-ПП антифрод Ассоциация российских банков Банк России Банки БСТМ ДБО доверенная среда Интернет-банк Информационная безопасность Коллеги мобильный банк мошеннические транзакции мошенничество национальная платежная система скорринг Стандарты СТО БР ИББС Требования
Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!

Евгений Царев

Персональные данные, Информационная безопасность и ИТ-инновации