Как написать и продавать книгу по ИБ. Мой опыт

Как написать и продавать книгу по ИБ. Мой опыт
Добрый день, коллеги! 13 ноября стартовали продажи моей электронной книги "Персональные данные: как перестать беспокоиться и начать защищать?" Для меня это был опыт новый и достаточно стрессовый. Первую книгу "Персональные данные: что было, что будет, чем сердце успокоится..." с 2015 года я распространяю бесплатно, изначально каждая ее глава была статьей на портале sec.ru. Доход был не великий, да я о нем и не думала, просто хотела поделиться своими знаниями.

Когда села за вторую книгу, решила действовать по накатанной - пишу, предлагаю какому-нибудь посреднику для публикации в открытом доступе. Или даже так - пишу, конвертирую в pdf и выкладываю. Но, когда начала писать, поняла, что работы очень много, на многие месяцы ежедневного труда. Если быть точной, начала писать в марте, а закончила в ноябре. Поэтому было принято нелегкое для меня решение брать деньги за книгу. Думаю, многие люди, которые никогда не занимались предпринимательской деятельностью, меня поймут - самому назначать цену своему продукту очень сложно. Привыкаешь, что тебя всегда оценивает работодатель или заказчик, а ты соглашаешься или нет. Еще сложнее вначале заниматься рекламой, то есть предлагать свой товар. Но втягиваешься быстро! 
Я уверена, что среди вас также есть люди, у которых накопился хороший материал и есть желание написать и продавать книгу. Но непонятно: с чего начать? Поделюсь своим опытом. 
Итак, какие проблемы пришлось решать.
1. Структура книги. Вопрос, который я не могла решить в течение многих месяцев. Если вы читали первую книгу, то знаете, что весь текст разделен на объемные темы, а внутри темы повествование идет в хронологическом порядке. Откуда есть пошла защита персональных данных, так сказать. В этот раз я категорически не хотела придерживаться такой структуры, а как по-другому сделать не знала. В какой-то момент я просто перестала думать о структуре и занималась сырым текстом. А потом мне попались на глаза книги об уходе за детьми. Как здорово все изложено: текст разделен на проблемы, можно читать с любого места, как справочник! Я поняла, что это то, что нужно. Оставалось дело за малым - определить основные проблемы. Но это меня ночью разбуди, я вам скажу, в чем боль специалиста по защите ПДн. 
2. Форма представления информации. Путем долгих размышлений пришла к выводу, что лучше делать больше текста и дополнять его исключительно там, где нужно таблицами и рисунками. Все-таки людям нужен текст, нужны выводы и цитаты, а также практические советы, на этом я и сосредоточилась. Поэтому в книге нет веселой инфографики. Здесь как говорится на вкус и цвет, лично мне нравится, когда сухо и по делу.
3. Объем материала. Материала у меня больше, чем на книгу, это понятно. После первых редакций его осталось 169 страниц, но в итоге книга вышла объемом 115 страниц. Почему так? Ушло все неактуальное и спорное, все, что может запутать. Никакого текста "для общего развития".
4. Актуализация материала. Это очень важно, при финальной вычитке нужно проверить каждый закон и подзаконный акт на актуальность, каждую цитату. Моргнешь, а в 17 приказ уже внесли изменения.
5. Формат книги. Вначале рассылала только docx, специально, чтобы читатель мог поправить содержимое при выходе новых документов, выделить цветом, скопировать что-то. Потом стала прикладывать дополнительно pdf. 
6. Редактура после продажи. Читатель обнаружил опечатки, я их все поправила и 17 ноября разместила в соц сетях объявление, что вышлю по требованию редактированную версию. Отправлять каждому не стала, так как покупателей очень много и заявки приходят во всех мессенджерах, а критичных правок нет, где-то лишняя буква, где-то запятая. Если вы купили до 17 ноября и вам важно, чтобы опечаток не было, напишите мне, обязательно отправлю свежий вариант.
7. Электронная или бумажная. Пришла к выводу, что лучше продавать электронную книгу, так как законодательство быстро меняется, а издание книги - дело небыстрое. Да и нужна ли бумажная версия? Может быть потом я об этом подумаю.
8. Посредник или напрямую. Сначала очень хотелось продавать книгу через посредника, но когда я увидела размер роялти (порядка 25% для неисключительных прав), то поняла, что придется сильно задирать цену. А этого мне делать категорически не хотелось. Поэтому понадеялась на себя и свой личный бренд, продаю тем, кто меня знает напрямую. Зато цена всего 200 рублей (для получения такой же выгоды через посредника пришлось бы продавать за 700-800 рублей). А значит книгу могут себе позволить даже студенты.
9. Сбор отзывов. Об этом я напишу вам отдельно. Я получила огромное количество идей для будущих постов, пообщалась с очень интересными людьми. Каждый второй покупатель делится своим опытом в защите ПДн и это очень вдохновляет!
10. Выгодно или нет. В финансовом плане скорее нет, чем да. Но это если посчитать количество времени, которое затрачено на написание книги и доход от ее продажи. С точки зрения вдохновения и радости от того, что твои знания пригодились, что люди голосуют рублем, с точки зрения всех добрых слов, которые мне написал каждый покупатель - это бесценно! За 8,5 лет ведения блога я немного охладела к написанию постов, очень сложно поддерживать на высоком уровне энтузиазм, когда ты работаешь бесплатно. Продажа книги вдохновила меня очень сильно! Я хочу писать и благодаря вашим отзывам знаю, о чем стоит рассказать в первую очередь. 


Резюме. Порекомендовала бы я вам писать книгу? Да, обязательно! Сама работа над книгой помогает упорядочить свои знания, узнать новое, составить шпаргалку для себя же. Ну а с каждым скачиванием или продажей ваша самооценка будет расти, а с ним и вдохновение к дальнейшей работе. Успеха вам в трудах!

Большое спасибо всем, кто купил!
Если желание купить возникло прямо сейчас, вы можете обратиться ко мне в личные сообщения:

Вконтакте:  https://vk.com/shudrova
telegram: @KseniaShudrova
instagram: @boyarinya_marshmelova
Alt text

Ксения Шудрова

эксперт по информационной безопасности, аспирант Сибирского государственного аэрокосмического университета