Олимпиада в Милане и Кортина-д'Ампеццо напоминает нам о незыблемости биологических границ. Пока мир спорит о терминах, на стадионах всё еще действуют естественные категории: мужская и женская. Два зачета и два набора медалей это не "пережиток прошлого", а единственный барьер, отделяющий честное соревнование от хаоса. Здесь атлет это не философский концепт, а физический аппарат с определенным объемом легких и гормональным фоном, который невозможно игнорировать.
Здесь начинается занимательная магия исчезновения. В повседневной жизни нам часами объясняют про различные социальные концепции идентичности и самоопределения. Но стоит заговорить о секундах на дистанции, килограммах на штанге и контракте на следующие четыре года, все эти концепции почему-то резко схлопываются. До двух колонок в протоколе соревнований. И знаете что? Это прекрасно. Это единственное место, где реальность побеждает теорию.
Данный материал носит аналитический характер и базируется на моем прочтении данных спортивной эндокринологии и физиологии. Я стою на позициях сохранения традиционного понимания спорта как состязания внутри биологических полов и выступаю за защиту прав женщин на честную конкуренцию в рамках их биологической категории. Этот текст рассматривает вопросы биологических различий в спорте с точки зрения научных данных и спортивной справедливости.
Мне нравится эта жесткая честность спорта. Высокие достижения тут не про намерения и самоощущение. Они про измеримое. Про то, что один человек прошел половое созревание при тестостероне 15-30 нмоль/л, другой при 0,5-2,5 нмоль/л. Никакой моральной оценки. Просто биология. Она не читала наши посты про справедливость и вряд ли прочитает.
Разделение на мужское и женское появилось не из любви к традициям. И уж точно не из желания кого-то унизить. Причина банальна до смешного. Без этого разделения женский спорт теряет смысл как отдельная витрина достижений. Мужчины в среднем быстрее, сильнее, выносливее. Эффект тестостерона в период развития. Эти эффекты не выключаются кнопкой, как звук на телефоне. Как бы нам этого ни хотелось.
Распределения пересекаются, да. Исключения есть. Но правила спорта работают с группами, а не с красивыми историями про уникальность. Весовые категории в единоборствах никто не отменяет из гуманистических соображений. Мы же не делаем вид, что 60 кг и 120 кг это одна и та же физика. Просто потому что так добрее звучит. Почему тогда с половыми различиями должно быть иначе?
Если свести разговор к конкретике, женская категория существует ради трех вещей:
- честное соревнование внутри группы с сопоставимой физиологией;
- собственный потолок рекордов для женщин, а не вечная роль статистов;
- защита от превращения спорта в конкурс, где побеждает тот, кому повезло с половым созреванием.
А теперь самое неприятное. Мы так боялись кого-то обидеть, что в итоге обидели единственную группу, ради которой всё затевалось. Женщин. Мы говорим им: "Твои 20 лет тренировок, твои легкие, твои мышцы, всё это ничто перед чьим-то самоощущением". Это не прогресс. Это тихий похоронный марш женскому спорту под аплодисменты инклюзивных активистов. Мы фактически отменяем женщин как класс, как биологическую категорию, достойную защиты. И прикрываемся красивыми словами про справедливость, пока настоящая справедливость истекает кровью на обочине.
История "проверок пола" в спорте это не триумф науки. Скорее унизительный список попыток бюрократии схватить реальность за хвост. В 1930-х и 1940-х хватали грубо. Потом стали притворяться, что проблему решит один анализ. Затем выяснилось: природа издевается над нашими бинарными схемами куда изобретательнее, чем мы думали.
Классический пример из прошлого: история Доры Ратьен. Сегодня многие исследователи склоняются к версии. Это была не "маскировка ради медали", а интерсекс-вариация и трагедия чужих ожиданий. То есть даже в самых грубых сюжетах прошлого всплывает простая мысль. Биология бывает сложнее паспорта и лозунга. Намного сложнее.
Дальше началось веселье. После войны практиковали визуальные осмотры спортсменок. Буквально. Эффективность метода примерно как у гадания по кофейной гуще, зато унижение гарантировано. В 1960-х перешли к хромосомным тестам, поиску Y-хромосомы. Звучало научно. Пока не выяснилось: пол не сводится к одному маркеру.
Интерсекс-состояния ломают простые критерии. XY-кариотип может сочетаться с женским фенотипом, потому что организм не реагирует на андрогены. Дисгенезия гонад. Синдром Сваера. В таких случаях хромосомный тест легко выкидывал из спорта людей без малейших "мужских" преимуществ. Об этом писали научные журналы, спортивные медиа. Разборов ошибочных дисквалификаций накопилось достаточно.
К концу 1990-х обязательное массовое тестирование по хромосомам свернули. Проблема, естественно, никуда не делась. Просто переехала в режим индивидуальных разбирательств. Много закрытых комиссий, мало прозрачности. Типичная стратегия спорта: если реальность неудобная, ее прячут в протокол и делают вид, что все хорошо.
Хорошо, когда спор упирается в одну конкретную штуку. Здесь она есть: тестостерон и эффект мужского пубертата. Именно он поднимает мышечную массу. Меняет распределение волокон. Увеличивает плотность костей. Повышает гемоглобин. Перестраивает сердечно-легочную систему. Средние различия между мужчинами и женщинами в силе и скорости видны невооруженным глазом. В исследованиях они описаны детально. И спорить с этими данными бесполезно.
Важная часть, которую обычно пытаются замять. Снижение тестостерона во взрослом возрасте не откатывает организм в состояние "до пубертата". Рост. Длина рычагов. Объем легких. Размеры сердца. Каркас костей. Адаптации сухожилий. Все это уже случилось. Можно спорить, какая часть преимуществ уходит на терапии. Но говорить "все обнулилось" это чистая вера. Вера хороша в храме. В лаборатории и на стадионе она смотрится откровенно нелепо.
Показательный кейс: Кастер Семеня. История не про смену пола, а про интерсекс-вариации. Вокруг нее море политического шума, но суть предельно проста. Естественно повышенные андрогены и вопрос границ "честной женской категории". История стала символом неизбежного конфликта между правилами спорта и редкими биологическими случаями.
Скажу неприятное вслух. Женская категория это не премия за идентичность. Это техническая мера, позволяющая женщинам вообще соревноваться за подиум в своем классе. Если убрать эту меру или размазать критерии до состояния "всем можно", женский спорт превращается в витрину для тех, кому повезло с эндокринологией. Или с мужским половым созреванием в прошлом. Получается дикая ситуация: красивые слова сверху, пустые места в протоколе снизу.
Теперь самый сложный и токсичный момент. Спортсменки, которые прошли мужской пубертат, а затем перешли в женскую категорию. Один из наиболее обсуждаемых случаев: пловчиха Лия Томас. История стала предметом яростных международных дебатов. Если убрать эмоции, остается сухая математика тела. Рост, размах рук, объем легких, мощность плечевого пояса. После периода гормональной терапии спортсменка начала показывать результаты в женских заплывах с огромным отрывом. Уже не так важно, что человек ощущает. Важно, с каким физическим аппаратом он выходит на старт. И вот тут начинается настоящее веселье.
Сторонники допуска твердят одно. Гормональная терапия снижает тестостерон до женских значений. Снижает, да. Но многие преимущества заложены раньше. Гораздо раньше. Исследования дают крайне неоднозначную картину: сила и мышечная масса уменьшаются, но разрыв часто остается заметным, особенно по верхней части тела. Странная ситуация. Одним становится чуть труднее. Другим становится практически невозможно конкурировать.
Мы упираемся в вопрос, который нельзя решить красивыми декларациями и добрыми намерениями. Подиум не резиновый. Медалей всего три.
- Если приоритет максимальная инклюзивность, женская категория размывается, а женщины теряют смысл отдельного спорта.
- Если приоритет честность женской категории, часть людей оказывается вне ее по биологическим причинам. Даже если это психологически тяжело и социально неудобно.
Мне ближе принцип спортивной честности. Потому что он хотя бы не притворяется. Спорт построен на условностях, но обычно условность такая: "все равны на старте". Здесь биологического равенства нет. Вообще нет. И все это прекрасно понимают. Просто не все готовы сказать вслух.
Технически обоснованное решение давно лежит на поверхности. Отдельная "открытая" категория для тех, кто не проходит в женскую по физиологическим критериям. Это сохраняет женскую категорию защищенной и дает возможность участия тем, кто иначе обречен на бесконечные судебные споры и скандалы. Проблема одна, но какая: любой новый зачет это деньги, расписание, трансляции, медали, квоты, политика федераций. Спорт любит говорить про прогресс и инклюзивность. Считать бюджет он любит в сто раз сильнее.
Нынешние игры лишь очередная вспышка в этой затяжной войне. МОК еще в 2021-м не "выпустил рекомендации". Он умыл руки. Они сбросили эту гранату на федерации, лишь бы их не закенселили в соцсетях. Трусость в чистом виде. Результат этой трусости мы видим сейчас: правила лоскутные, судьи растеряны, а спортсменки смотрят на соперниц и гадают. Они сегодня соревнуются с человеком или с последствиями мужского пубертата? Каждый вид спорта пишет свои правила, часто несовместимые между собой. Легкая атлетика ужесточает критерии. Плавание тоже. Где-то вводят дополнительные проверки, где-то предпочитают вообще не допускать в женскую категорию тех, кто прошел мужской пубертат. Это будет продолжаться годами. Универсального критерия, устраивающего всех, не существует. И не появится.
Мой личный итог предельно прост. Социальные концепции идентичности могут быть сколь угодно сложными и многогранными. Я искренне не против сложности, пока она не ломает измерительные приборы. Но спорт высших достижений это место, где правит физика и биология. Победителя определяет не система взглядов на идентичность, а то, что показал секундомер. Жестко? Да. Справедливо? Зависит от того, к кому быть справедливым.
Выбор на самом деле предельно прост, хоть и неприятен. Либо женская категория остается защищенным биологическим классом, либо она умирает как смысл. Третьего варианта, который устроил бы и активистов, и физиологию, физически не существует. Природа ставит нас на старт и включает таймер. Ей все равно, насколько прогрессивными вы себя считаете. Вопрос только в том, готовы ли вы принести в жертву реальных женщин ради своего комфортного самоощущения.
Я — нет!