3 Июля, 2014

Экономика безопасности

Vlad Styran
Почему вокруг так много плохого софта и услуг в области ИБ? Рано или поздно к этому вопросу приходит каждый. Потребитель недоумевает, почему за сравнимую цену он может получить товары и услуги диаметрально противоположного качества. Производитель или поставщик хороших товаров или услуг регулярно поражается, почему наквалифицированный конкурент, постоянно демпингующий на грани прибыльности, до сих пор в бизнесе. Даже производитель или поставщик похих товаров или услуг периодически недоумевает, почему с ним конкурирует целая пачка таких же разгельдяев.

Попытки разобраться в причинах этого явления неизбежно приведут вас к знакомству с таким увлекательным предметом, как экономика безопасности. В этой области полно замечательных фактов, которые следует знать каждому, кто считает себя профессионалом в области ИБ. В частности, повсеместное низкое качество услуг объясняется таким явлением, как асимметричность информации, которое можно продемонстрировать на примере.

Допустим, на рынке действует 10 поставщиков услуг, скажем, пентестов. Четыре компании стабильно выполняют аудиты ожидаемо высокого качества и запрашивают за час своих специалистов 100 ракушек. Остальные шесть компаний редко могут обеспечить высокое качество результата. Для того, чтобы компенсировать низкое качество и оставаться на рынке, они занижают стоимость своего ч/ч до 50 р. Логично предположить, что средняя цена часа пентестера на таком рынке будет колебаться в районе 70-80 р., но к сожалению, в действительности она будет стремиться к отметке 50 р., так как "дешевые" поставщики будут пользоваться стабильно высоким спросом среди заказчиков-новичков, пользуясь этой самой асимметричностью информации. А именно: тем, что поставщики обладают информацией об их качестве, а потребители – нет.

В реальности эта модель претерпит некоторые изменения, но вряд ли в лучшую сторону. Например, две-три компании вообще не будут предоставлять услуги, но будут осуществлять попытки их продать, а продав, начнут панически обзванивать "конкурентов" в поисках исполнителя, при этом закладывая в стоимость свою маржу и еще больше удешевляя услугу и соответственно понижая качество. Также, по прошествии некоторого времени, потребители постепенно разделятся на два лагеря: тех, кто желает получать качественные услуги и готов заплатить адекватную цену, и тех, кто в принципе за качество, но готов поторговаться, включив в шортлист "дешевого" поставщика. В долгосрочной перспективе первая группа позволяет рынку профессиональных услуг сохранить экспертизу и высокие стандарты, а вторая тянет рынок на дно, заставляя всех поставщиков занижать планку в условиях конкурентной борьбы.

Вот, собственно и ответ на вопрос о фиаско рынка ИБ или, иными словами, почему хорошего мало, а плохого – много. Естественно, ничего из выше сказанного не является моим мнением, за освещение этой чудесной темы в своей знаменитой статье о "Рынке "лимонов" Джордж А. Акерлоф получил Нобелевскую премию. Напоследок, я хотел было пожелать всем воздержаться от производства и приобретения продуктов и услуг низкого качества, но передумал: в конце концов, это ваше личное дело, а рынок должен быть свободным :)