Как писать отчеты

Как писать отчеты
Так уж случилось, что за время работы в ИБ и ИТ-аудите, я написал много отчетов. Не по собственному желанию, конечно же, потому что репортинг это не самая увлекательная часть работы аудитора. Тем не менее,  делать ее нужно, и по возможности – делать хорошо. Поэтому со временем у меня накопилось несколько приемов по улучшению качества отчетов, которыми я и хочу поделиться.

Не используйте лишних слов. Это не метафора, я буквально имею в виду, что если удаление слова не влияет на смысл сказанного, его следует удалить. Это правило кажется очень логичным, но многие его искусно игнорируют. В результате в тексте возникают бессмысленные "данный договор", "следующий вывод", "короткое резюме" и т.д. Чаще всего, это бессмысленные эпитеты, которые можно просто отбросить, или прилагательные на грани тавтологии вроде "потенциальный риск", которые не просто занимают место, но еще и многое говорят об уровне профессионализма автора.

Помните о том, кто это будет читать, и разбивайте отчет на секции соответственно аудитории. Хорошо, когда в отчете есть разделы, адресованные менеджменту, безопасникам, айтишникам (программистам, операционистам, уборщице?) клиента. Очевидно, что разделы должны располагаться по убыванию высоты "орбиты" читателя.

Не используйте страдательный залог без веской причины. Во-первых, он порождает целую кучу лишних слов ("мы сделали вывод" vs. "был сделан вывод, что", прирост лишних слов – 25%). Во-вторых, он умаляет вашу роль в выполнении аудита, обезличивает результаты и вообще делает текст менее читабельным. Конечно же, изредка случаются ситуации, когда страдательный залог уместен. Например, чтобы облечь информацию в более абстрактную форму, подчеркнуть нейтральность мнения, сохранить целостность психики клиента и т.д.

Если у заказчика есть конкретные требования к отчету, выполните их. Под конкретными требованиями я имею в виду не стилистические правки, а четкие инструкции по содержимому и порядку изложения, включая шаблон, план и расчетные таблицы метрик и рисков. Однако, может оказаться, что предлагаемый клиентом формат отчета обладает меньшей ценностью. Выход здесь один: сделайте два варианта отчета, его (формальный) и ваш (крутой).

И еще одно: учитесь читать чужие отчеты. Во-первых потому, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. А во-вторых, с продвижением по карьерной лестнице вам все равно придется это делать.
Alt text

Ваша приватность умирает красиво, но мы можем спасти её.

Присоединяйтесь к нам!

Vlad Styran

информационно. безопасно.*