152-ФЗ: размышления о наболевшем

152-ФЗ: размышления о наболевшем
Прочитал на днях статью М.Ю. Емельянникова "Школьники-двоечники и параллельные миры" . Статья посвящена оторванности от реальности закона 152-ФЗ и попыток его применения. В общем-то Михаил Юрьевич всегда (по опыту его презентаций на различных конференциях за последние пару лет) критиковал закон и говорил о невозможности его реализации в условиях современного бизнеса, поэтому статья продолжает общую линию. Интересно правда как Информзащита при таком отношении к закону ее официальных представителей делает для заказчиков проекты по персональным данным (ведь получается же что закон невозможно выполнить, а зачем тогда платить деньги консультантам за попытки...).

Однако как ни крути, а закон никуда не денется, ведь его отмена или попытка замять означала бы что наши парламентарии, ФСТЭК, ФСБ, РКН и другие должны были бы расписаться в своей неспособности выполнять свои прямые обязанности, чего конечно же никогда не произойдет...

Понятно также, что закон будут править и вполне вероятно что править будут коряво, потому что объективно в нашей стране очень много серьезных экономических, политических и инфраструктурных проблем и проблема защиты персональных данных здесь далеко не первостепенная, а в такой ситуации к этому закону не приковано внимание ни президента, ни премьера, ни широкой общественности и некому дать всем "управляющий пинок", чтобы наконец таки были внесены в закон необходимые поправки и он заработал.

Вообще, наблюдая за развитием событий вокруг 152-ФЗ мне в голову пришла аналогия с диаграммой Gartner Hype Cicle

В 1996 году американская исследовательская компания Gartner Group разработала модель Hype Cycle, которая графически демонстрирует цикл ажиотажа вокруг технологических новинок. Данный цикл проходит пять ключевых стадий.

Если технология обладает высоким потенциалом, то у нее начинается восход надежд (Technology Trigger). Затем технологию начинают активно пиарить, она вызывает к себе интерес, растущий с огромной скоростью и достигающий пика завышенных ожиданий (Peak of Inflated Expectations). Через какое-то время интерес резко падает, и технологическая новинка оказывается в котловине разочарования (Trough of Disillusionment). После этого разработчики пытаются вдохнуть в технологию новую жизнь, и начинается подъем жизнестойкости (Slope of Enlightenment). Ну и в завершение, если у технологии все хорошо, то она выходит на плато продуктивности (Plateau of Productivity), и на нее формируется ровный стабильный спрос.

Так вот, если воспользоваться этой моделью применительно к закону 152-ФЗ "О персональных данных", то я рискну предположить, что мы сейчас все находимся в стадии движения от пика завышенных ожиданий (Peak of Inflated Expectations) к котловине разочарования (Trough of Disillusionment), которой мы достигнем по моим оценкам ближе к концу этого года. А вот выйдет ли закон и его применение в России на "плато продуктивности", будет зависеть от активности позиции профессионального и бизнес-сообщества ну и конечно от здравомыслия наших парламентариев. Потому как что ни говори, а идея то в законе заложена правильная, только вот реализована как всегда через ... ну в общем... вы сами все знаете....
Alt text

Ваша приватность умирает красиво, но мы можем спасти её.

Присоединяйтесь к нам!

Александр Бондаренко

Блог Александра Бондаренко