СОИБ. Анализ. Серия 2. предложения к Методическим рекомендациям ФСТЭК по защите ГИС

СОИБ. Анализ. Серия 2. предложения к Методическим рекомендациям ФСТЭК по защите ГИС
Проект методического документа ФСТЭК России “Меры защиты информации в государственных информационных системах”.
Продолжаю замечания и предложения:

1.      Опять СЗИ или не СЗИ?
Приказ 17 ФСТЭК требует:
"11. Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, применяются средства защиты информации, прошедшие оценку соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие требованиям по безопасности информации"

В очередной раз Регулятор не воспользовался возможностью чтобы объяснить:  что же такое средство защиты информации при принятии решения о необходимости сертификации.

Это не было сделано в постановлении правительства 1119. Не было сделано в приказе 17 и 21 ФСТЭК. Казалось бы, если не в методическом документе, то где?

Посмотрим на проблему в конкретной ситуации:

Например, в ИАФ.1 есть требование
"Пользователи информационной системы должны однозначно идентифицироваться и аутентифицироваться для всех видов доступа..."

Мне не повезло, у меня в организации нет SSO.

В начале работы с ИС я включаю АРМ, прохожу аутентификацию в Электронном замке (прикладываю таблетку), потом в ОС Linux (ввожу пароль), потом в службе каталогов LDAP (пароль), потом захожу в службу терминалов Citrix (пароль), там запускаю приложение  SAP(пароль), в ходе работы с ИС периодически захожу ещё в различные сервисы (например, выкладываю файлы на FTP и т.п.)
Даже для пользователя 1 ИС у нас набирается  порядка 10 доступов.

Во всех доступах я должен применить меру защиты информации "ИАФ.1".
В соответствии с приказом 17 я буду обязан сертифицировать все эти 10 сервисов доступа (только для одной ИАФ.1 десять сертификаций !!!)

Ведь ни где не указывается что достаточно одного сертифицированного средства защиты информации.

Придется сертифицировать всё. В том числе SAP.

А если у меня ИС 1 и 2 класса, то придется этот SAP ещё и по 4 уровню НДВ сертифицировать. А это астрономические суммы и сроки.

Я не верю что регулятор так и планировал. Скорее просто недодумал с какими проблемами столкнутся операторы.

Предложение (Вариант 1): Ввести определение, которое бы ограничивало множество “средства защиты информации”

Предложение (Вариант 2):  Совместно с группой экспертов подготовить переченьтиповсредств защиты информации, которые сертифицированы или могут быть сертифицированы в ближайший год. Явно написать, что требуется сертификация для средств защиты информации  приведенных типов. Можно так-же привести в подразделах “требования к реализации мер защиты информации”, что если применяются средства защиты информации таких то типов, то требуется их сертификация.

Предложение (Вариант 3):  Уточнить что при дублировании мер безопасности различными средствами защиты, обязательна сертификация одного из них.

2.      Используемые термины.

Цитирую ИАФ.1
“3) в информационной системе должна обеспечиваться многофакторная (двухфакторная) аутентификация для сетевого (с использованием сети связи общего пользования, в том числе сеть Интернет) доступа в систему с правами непривилегированных учетных записей (пользователей);
5) в информационной системе должна обеспечиваться многофакторная (двухфакторная) аутентификация для локального (без использования информационно-телекоммуникационной сети) доступав систему с правами непривилегированных учетных записей (пользователей);”

Первый раз вижу чтобы “удаленный доступ” обозвали “сетевым доступом”.
Позвольте, а куда попадает доступ к ИС через локальную вычислительную сеть (ЛВС)?

ЛВС – это информационно-телекоммуникационная сеть; смотрим 149-ФЗ .

Но ЛВС – это не сеть связи общего пользования; смотрим  126-ФЗ .

Разработчики забыли про ЛВС? В этом же документе есть мера “УПД.13 Реализация защищенного удаленного доступасубъектов доступа к объектам доступа через внешниеинформационно-телекоммуникационные сети”

Похоже дело в другом -  разработчики перечня базовых мер и разработчики описаний конкретных мер не согласовали терминологию между собой.

Предложение 2:  определить корректный, не противоречащие законодательству РФ базовый набор структурно-функциональных  характеристик ИС(как я предлагал в предыдущей серии). Далее, в описании всех мер, использовать единые наименования характеристик ИС.
защита информации СОИБ Анализ ФСТЭК
Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!