Судебная практика: Персональные данные в СЭД

Судебная практика: Персональные данные в СЭД
Анализ споров, связанных с защитой персональных данных, показывает, что очень часто претензии граждан по этому поводу являются вторичными и возникают там, где уже существует тот или иной конфликт, в том числе между работником и работодателем.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в марте 2018 года вынесла решение по делу № 33-8777, в котором бывший сотрудник Министерства юстиции РФ предъявил претензию к бывшему работодателю в связи с тем, что тот разместил в своей системе электронного документооборота его заявления и ответы на них.

Суть спора

Гражданин проходил службу в центральном аппарате Министерства юстиции РФ с мая 2014 года и замещал должность референта Департамента государственной службы и кадров (ДГСК). В марте 2017 года он был уволен по собственному желанию. В сентябре 2016 года, по его мнению, по результатам рассмотрения трех его заявлений и направлении ответов на них руководством ДГСК умышлено были разглашены и распространены его персональные данные в системе электронного документооборота Минюста России, о чем он сообщил первому заместителю Минюста и просил по данному факту назначить служебную проверку - однако служебная проверка назначена не была.

Поскольку ответы на его обращения были размещены в Системе электронного документа оборота Минюста РФ в открытом доступе, и в них содержится адрес его регистрации, это нарушает его права на защиту персональных данных в соответствии с положениями федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданин просил суд обязать министерство назначить служебные проверки для привлечения к дисциплинарной ответственности в связи с допущенными нарушениями законодательства РФ о персональных данных в отношении гражданских служащих Минюста: ряда заместителей директора ДГСК, начальника отдела по работе с кадрами центрального аппарата Минюста России, заместителя начальника отдела по работе с кадрами центрального аппарата Минюста России.

Позиция Замоскворецкого районного суда г. Москвы

Замоскворецкий районный суд г. Москвы в октябре 2017 года рассмотрел дело № 2-3854/2017 и установил, что в период работы гражданин обращался к ответчику с различными заявлениями. Данные заявления были приняты на личном приёме в приёмной для граждан Минюста России и зарегистрированы с индексом ОГ (обращение гражданина). Соответственно, обращения рассматривались с учетом положений федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Гражданин в заявлениях не указывал ни почтовый адрес, ни адрес электронный почты. Соответственно, в целях соблюдения требований закона ответы на его обращения были направлены ему на почтовый адрес, указанный в его личном деле, поскольку он при приеме на службу давал согласие на обработку его персональных данных.

Суд отметил, что все входящие документы и подготавливаемые исходящие документы сканируются и размещаются в Системе электронного документооборота министерства, в том числе и обращения граждан.

По мнению суда, размещение ответов гражданина в Системе электронного документооборота осуществлялось правомерно, с учетом федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; а при наличии его согласия на обработку его персональных данных, а также в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Минюсте России, утвержденной приказом Минюста России от 30.12.2011 № 460, министерство вправе было указать в ответах адрес его регистрации.  

Суд подчеркнул, что в Минюст России от гражданина поступило более 25 обращений, на некоторые из которых он отказывался получать ответы лично.

Суд отметил, что согласно статье 59 федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя. В связи с тем, что назначение служебной проверки является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, и отказ в ее назначении гражданином не был оспорен, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.  

Суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданина к Министерству юстиции Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в марте 2018 года (дело № 33-8777) оставила составе решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы без изменения, апелляционную жалобу гражданина - без удовлетворения.

Мой комментарий: Это дело - наглядный пример того, до какого абсурда могут дойти претензии граждан по защите их персональных данных. К сожалению, ни одна организация от подобного не застрахована…

Сайт Московского городского суда, Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAMSMARB;n=1443048
https://www.mos-gorsud.ru/rs/zamoskvoreckij/cases/docs/content/558ac0d7-aec1-4859-89b5-92285d8fb0b5
информационная безопасность Минюст персональные данные Россия судебная практика СЭД
Alt text

Один хакер может причинить столько же вреда, сколько 10 000 солдат! Подпишись на наш Телеграм канал, чтобы узнать первым, как выжить в цифровом кошмаре!