В статье также были перечислены сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, которые в состав налоговой тайны не включаются. Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» вновь расширил список таких сведений. Федеральный закон вступит в силу с 1 июня 2016 года.
Разработчики закона в пояснительной записке к законопроекту отметили, что «в последнее время к некоторой информации, поступающей в налоговые органы, одновременно может иметься открытый доступ в соответствии с другими законодательными актами в случае, когда эта же информация поступает в иные органы государственной власти».
Для справки: Законодательством в отношении отдельных категорий юридических лиц установлена публичность бухгалтерской отчетности, подразумевающая ее опубликование в средствах массовой информации, а также передачу территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность. Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС России и их территориальные отделения, а также кредитные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность. |
Разработчики законопроекта отметили, что новые положения дают «возможность налогоплательщику снять режим налоговой тайны со всех или с части имеющихся в распоряжении налогового органа сведений о нем как о налогоплательщике и сделать их общедоступными». Для этого он должен дать согласие, которое «представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов» (подпункт 1 п.1 ст.102 НК).
Не являются теперь налоговой тайной и сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии (подпункт 3 п.1 ст.102 НК), а также следующие сведения:
Налоговый Кодекс РФ Статья 102 «Налоговая тайна» 1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 9) о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения … сведений … 10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения … сведений …, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом; 11) о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения … сведений … |
Сроки и период размещения сведений, порядок их формирования и размещения утверждаются Федеральной налоговой службой.
Требования к размещению информации в формате открытых данных применяются:
- К налоговым правонарушениям, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу после дня вступления в силу настоящего федерального закона, и мерам ответственности за их совершение;
- К сведениям о числящихся за налогоплательщиком (плательщиком сбора) на день вступления в силу настоящего федерального закона, а также выявленных налоговым органом после его вступления в силу суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
- К сведениям о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком, и об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков (данные сведения будут раскрыты с 1 января 2016 года).
Мой комментарий: Постоянное расширение законодательных требований к объемам раскрываемой коммерческими организациями информации – общемировое явление и Россия, в данном случае, следует в русле общемировых тенденций.
Отмечу также еще один важный момент - на этот раз налоговые органы не стали устанавливать требования к раскрытию информации налогоплательщиками. Налоговый орган будет это делать самостоятельно на своем официальном сайте.
Источник: Консультант Плюс / сайт Государственной Думы