Управление репутацией при неправильном цитировании СМИ

Исправление репутации вне контекста: управление репутацией при неправильном цитировании СМИ


Разбираем случаи, когда фразы, вырванные из контекста, вредили репутации.

Общение с представителями средств массовой информации — обязательная часть работы бренда. Неверное цитирование способно навредить деловой репутации. Если материал стал популярен, он закрепится в поисковой выдаче. Теперь его увидят партнёры и клиенты.

Агентство «Репутация Москва» рассмотрит три подобных случая: что было, как на это смотрит закон и что делать.

Исправление репутации публициста

Популяризатор науки Антон Первушин подал в суд на телеканал «РЕН-ТВ» и сеть магазинов «Буквоед». Так публицист защищает свои авторские права и деловую репутацию.

Антон Первушин рассказал , что сотрудники телеканал пошли на прямой обман. Отлично зная о своей славе в научных кругах, журналисты представляются работниками неизвестного телеканала. При этом никаких бумаг, подтверждающих их слова, журналисты не предоставляют. Просто сказали, что снимают научно-популярную передачу про исследования космоса.


Сюда без ведома Антона Первушина попала часть интервью. Фото mirf.ru

Позже публицист увидел себя в псевдонаучной программе «Территория заблуждений» на «РЕН-ТВ». Фрагменты этого интервью попали в четыре книги: «От древних цивилизаций до наших дней», «Тайны древних цивилизаций», «Солнце, Луна, Марс» и «Тайны космоса».
Исправление репутации публициста подразумевает компенсацию морального вреда и защиту авторских прав, а также изъятия книг из продажи. Судебное заседание назначено на 11 апреля.

В соответствии с законом «О средствах массовой информации» , участник интервью может попросить текст или другой информационный продукт на согласование. Хотя бы ради фактчекинга. Другое дело — журналист не обязан этого делать. С этим противоречием согласен Верховный суд Российской Федерации.

Вопрос согласования регулируют сами СМИ через редакционную политику. Она регулирует все аспекты труда журналиста, в том числе и работу со спикером. Достоверные сведения — часть управления репутацией СМИ.

Так вопрос интервью видит издание «Ведомости»: «Журналист должен предупреждать собеседника о том, что ведёт диктофонную запись разговора. В случае возражений со стороны собеседника запись производиться не должна. В любом случае прямые цитаты должны быть воспроизведены точно так, как они были сказаны».

Что делать? Обязательно спросить, вышлет ли журналист интервью или комментарий на согласование. Лучше сделать это через электронную почту. Так в случае вопросов проще доказать правоту.

Леонид Якубович против хайпожоров

В конце февраля 2018 года российские СМИ обрушились на Леонида Якубовича, бессменного ведущего шоу «Поле чудес». Якобы ведущий в эфире программы «Сегодня вечером» назвал свою программу «шизофренией», а участие в ней — «диагнозом».

Сообщение о критике Леонида Якубовича перетекло в социальные сети. Люди, в детстве путавшие ведущего с Дедом Морозом, не понимали как он мог такое сказать. На деле фразу вырвали из контекста, чтобы подогнать её под кричащий заголовок. К сожалению, для многих российских СМИ управление репутацией — пустой звук.

Ведущий просил участников воспринимать «Поле Чудес» не как возможность выиграть приз и показать смекалку. Скорее как возможность передать привет своим родным и близким на всю страну. Потому что приезжать только ради игры ему кажется шизофренией.

Размещение заведомо ложных сведений в СМИ — преступление проходящее по статье 128.1 УК РФ о клевете. За такое можно получить штраф в миллион рублей. Другое дело, когда информация в сообщении корректная, но интерпретируется журналистом неверно и человеку не избежать исправления репутации. В таких случаях даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков указывает на ошибки в понимании сообщения, но не более.

Случай показывает пренебрежение работой с источником информации, а это приговор для журналиста. Редполитика достойного издания всегда включает в себя работу с источником.

Работа с источниками по «Т—Ж» : «Все факты и заявления в статье должны быть подкреплены ссылками на авторитетные источники. Если говорим о законе — ссылка на закон или комментарий к нему. Если говорим о работе компании — ссылка на официальный сайт компании. Если ссылаетесь на информацию из СМИ, то ставьте ссылку на публикацию, из которой бралась информация. Если берете рассказы очевидцев — ставьте ссылки на посты. Редактор может в любой момент попросить вас добавить ссылки к любому заявлению в вашей статье».

Что делать? Связать с лояльными площадками и распространить свою точку зрения. В рамках исправления репутации «Первый канал» так и поступил.

Управление репутацией Андрея Макаревича

В своих социальных сетях музыкант Андрей Макаревич поделился новостями о поездке по США, где его группа «Машина времени» проводит гастроли. В комментариях под записью бард обсуждал с одним из подписчиков успехи госпропаганды в России. И тут понеслось.


Внимание на комментарий внизу изображения

Журналистам, стремящимся получить быстрый трафик, приглянулась фраза о «злобных дебилах». Они вырвали её и объявили, что Андрей Макаревич имел в виду всех россиян.

Скромная подборка:
Позже бард написал: «А только зря они это — не говорил я такого. А написал я в каком-то комментарии дословно следующее (речь шла о телевидении): «МНЕ КАЖЕТСЯ, ГОСПРОПАГАНДА ИЗОБРЕЛА КАКОЙ-ТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР, ПРЕВРАЩАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ В ЗЛОБНЫХ ДЕБИЛОВ». Есть разница, нет?» (орфография и пунктуация автора сохранены).

Статья 43 закона о СМИ говорит, что гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержение. Потребует ли его Андрей Макаревич — хороший вопрос.


Исправление репутации на странице Газеты.ру

Что делать? Управление репутацией требует опубликовать свою точку зрения по спорному вопросу или указать как интерпретировать событие. Разослать пресс-релиз в СМИ, лояльные и подконтрольные площадки.

Будь осторожен
  1. После крупного информационного повода отследите реакцию в СМИ. Все ли верно поняли ваш посыл? Не придётся потом вкладывать в исправление репутации?
  2. После интервью или комментария попросите отправить материал на согласование и фактчекинг. Если отказываются — это повод насторожиться.
  3. Публикуйте на собственном сайте и лояльных ресурсах собственную точку зрения на событие. Управление репутацией только выиграет.
Агентство «Репутация Москва» предупреждает: СМИ — четвёртая власть. Не дайте ей злоупотребить полномочиями.

управление репутацией удаление информации негатив в интернете
Alt text

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!

Подписаться

Reputation Moscow

Помогаем бизнесу и частным лицам устранить влияние нежелательной информации на репутацию, продажи и привычный образ жизни. Используем только законные методы: медиацию, переговоры, отработку негативных инфоповодов и создание контрконтента.